Классическая модель

МОДЕЛИ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИЙ

Модель организации определяет структуру и механизмы ко­ординации деятельности организации. Основными элементами организационной модели являются система работ, рабочие груп­пы и процессы, связанные с ними. Последние определяют от­ношения управления и коммуникационные связи. Фактически мо­дель организации представляет собой суперструктуру, в рамках которой протекает деятельность организации.

Основой классической модели является представление о том, что организация — лишь результат действий управляющих, которые ее полностью конструируют и владеют ею. Ее сердце­вина — процесс труда. Организация рассматривается как без­личный механизм, административная пирамида с различными уровнями управления, пронизанными формальными связями.

Главное в этой моделиединство командования и четкое распределение обязанностей. Основные средствапланиро­вание, координация, контроль. Прежде всего, организация — это инструмент для решения задач, а его «винтик» — человек — ни­кого не интересует как личность.

Основные черты организации классической модели можно представить следующим образом:

• Организационные цели — получение экономических и дру­гих заданных результатов, вклад в их достижение.

• Структура и процессы — рационально построенные иерар­хические структуры, четко регламентированные процессы по выполнению заранее специализированных функций.

• Характер организационного поведения — выполнение предписанных функций, работ, полностью регулируемое ра­циональное поведение.

• Тип системы управления — механистический, т.е. совокуп­ность элементов формальной структуры (подразделений, функций, должностей и т.д.), взаимодействующих, подобно механизму, для достижения целей.

• Развитие — сознательное, продуманное, заранее обоснован­ное и спланированное, приспособленное к меняющимся ус­ловиям.

• Главные направления совершенствования — рационали­зация формальных структур, регламентация процессов, пла­номерная переподготовка или замена кадров.

Основными характеристиками модели являются цели и со­ответствующая им иерархия органов управления и должностей. Иерархия дополняется системой формально вводимых правил и процедур. Человек рассматривается как исполнитель запрог­раммированных предписаний, а организация — как набор меха­нических, более или менее автономных частей, каждая из кото­рых в отдельности может быть усовершенствована для повы­шения эффективности организации в целом. Стимулирование и контроль строятся таким образом, чтобы обеспечить поведение людей в соответствии с приведенными положениями.

Организация выступает в качестве замкнутой системы, а улучшение ее функционирования обеспечивается за счет внут­ренней рационализации без учета внешней среды.

Рассмотрим некоторые понятия и положения, которые ис­пользуются при построении рационалистической модели орга­низации.

Иерархияэто порядок подчинения низших (должностей, структур) высшим. Каждая организация состоит из подразделе­ний, которые делятся на все более мелкие организационные единицы, т.е. имеют иерархическую структуру. В классической теории организации понятию иерархической структуры соответ­ствует «принцип лестницы», предполагающий деление власти и ответственности по вертикали иерархии и распределение обя­занностей между подразделениями (рис. 8).

Рис. 8. Иерархическая структура системы управления

крупным предприятием:

I — уровень, определяющий общую политику;

II — руководство и координация;

III — органы выработки рекомендаций;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: