МОДЕЛИ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИЙ
Модель организации определяет структуру и механизмы координации деятельности организации. Основными элементами организационной модели являются система работ, рабочие группы и процессы, связанные с ними. Последние определяют отношения управления и коммуникационные связи. Фактически модель организации представляет собой суперструктуру, в рамках которой протекает деятельность организации.
Основой классической модели является представление о том, что организация — лишь результат действий управляющих, которые ее полностью конструируют и владеют ею. Ее сердцевина — процесс труда. Организация рассматривается как безличный механизм, административная пирамида с различными уровнями управления, пронизанными формальными связями.
Главное в этой модели — единство командования и четкое распределение обязанностей. Основные средства — планирование, координация, контроль. Прежде всего, организация — это инструмент для решения задач, а его «винтик» — человек — никого не интересует как личность.
|
|
Основные черты организации классической модели можно представить следующим образом:
• Организационные цели — получение экономических и других заданных результатов, вклад в их достижение.
• Структура и процессы — рационально построенные иерархические структуры, четко регламентированные процессы по выполнению заранее специализированных функций.
• Характер организационного поведения — выполнение предписанных функций, работ, полностью регулируемое рациональное поведение.
• Тип системы управления — механистический, т.е. совокупность элементов формальной структуры (подразделений, функций, должностей и т.д.), взаимодействующих, подобно механизму, для достижения целей.
• Развитие — сознательное, продуманное, заранее обоснованное и спланированное, приспособленное к меняющимся условиям.
• Главные направления совершенствования — рационализация формальных структур, регламентация процессов, планомерная переподготовка или замена кадров.
Основными характеристиками модели являются цели и соответствующая им иерархия органов управления и должностей. Иерархия дополняется системой формально вводимых правил и процедур. Человек рассматривается как исполнитель запрограммированных предписаний, а организация — как набор механических, более или менее автономных частей, каждая из которых в отдельности может быть усовершенствована для повышения эффективности организации в целом. Стимулирование и контроль строятся таким образом, чтобы обеспечить поведение людей в соответствии с приведенными положениями.
|
|
Организация выступает в качестве замкнутой системы, а улучшение ее функционирования обеспечивается за счет внутренней рационализации без учета внешней среды.
Рассмотрим некоторые понятия и положения, которые используются при построении рационалистической модели организации.
Иерархия — это порядок подчинения низших (должностей, структур) высшим. Каждая организация состоит из подразделений, которые делятся на все более мелкие организационные единицы, т.е. имеют иерархическую структуру. В классической теории организации понятию иерархической структуры соответствует «принцип лестницы», предполагающий деление власти и ответственности по вертикали иерархии и распределение обязанностей между подразделениями (рис. 8).
Рис. 8. Иерархическая структура системы управления
крупным предприятием:
I — уровень, определяющий общую политику;
II — руководство и координация;
III — органы выработки рекомендаций;