Классические концепции организационных структур

Проблему рационального анализа и построения структуры организации поставили и в некоторых аспектах решили предста­вители «классической теории организации». В их понимании «структура — это логические отношения функций в организации, установленные для эффективного достижения целей предприя­тия». Разработка структуры организации осуществляется в этом случае в соответствии со следующими принципами:

• разделение труда и распределение функций;

• подразделение на отделы;

• обеспечение координации работ — прежде всего за счет их рациональной группировки (по степени однородности и взаи­мосвязанности) под единым руководством;

• полная идентификация структуры организации и ее органи­зационной схемы, которую закрепляют и регламентируют штатные расписания, положения о подразделениях и долж­ностях, маршрутные карты, ежедневные расписания работ, формы планирования и отчетность и т.п.

Перечисленные принципы составляют основу «классическо­го» понимания структуры организации как четко регламентиро­ванного «бюрократического» инструмента и получили достаточ­но широкое распространение.

Современная теория организационных систем расширяет классическое понятие структуры организаций путем включения человеческого фактора в число основных структурных характе­ристик. Структура организации рассматривается как постоянно воспроизводимое в отношениях людей формально-неформаль­ное распределение полномочий, ответственности, влияний, за­дач, связей по кооперированию и т.д.

Объединение формально-неформальных и поведенческих аспектов структуры организации составляет основу ситуативной теории организационных структур. Ее основные положения сформулированы в работах Г. Саймона, Дж. Марча, П. Лоуренса и сводятся к следующему:

1. Первичной основой организации является система взаимо­связанных социальных поведений ряда людей — участников орга­низации. Соответственно структура организации должна склады­ваться из тех аспектов, шаблонов поведения в организации, ко­торые являются относительно стабильными и изменяются медленно. Каркас структурыэто состав подразделений и дол­жностей, а в более общем смысле — система центров принятия решений и процессов, на них замыкающихся, реальное же его на­полнение — вклады отдельных членов организации в процессы принятия решений и достижение организационных целей.

2. Главным моментом структуры является не сама логика раз­деления общей задачи на подзадачи и не установление ответ­ственности за их выполнение, а «поведенческие эффекты специ­ализации», т.е. степень влияния структуры на поведение людей.

3. Более важным является не разделение задач на подза­дачи, а последующий процесс их выполнения, возникающие при этом связи, в том числе для преодоления вновь выявленных про­блем.

4. Сфера эффективного использования функциональной спе­циализаций (по отдельным функциям, этапам, работам в еди­ном производственно-хозяйственном процессе) является объек­тивно ограниченной. Наиболее целесообразна специализация по целям, так как она позволяет сосредоточить внимание и сори­ентировать работника на результат, а не на процесс, заставля­ет проводить направленный поиск наилучших (необязательно заранее заданных) путей достижения результатов и более пра­вильно оценивать эффективность своей деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: