План
1. Цель курса
2. Бюджет рабочего времени
3. Рабочая программа
4. Тематический план
5. Темы контрольных работ
6. Вопросы к зачету
1 Цель курса: дать студентам знания о факторах, принципах, способах, технологии принятия решений. На основе этих знаний выработать у студентов навыки принятия решений в обычных и экстремальных ситуациях, умение развивать свои умственные способности для оптимизации принятия решений, умение исключать вредные внешние воздействия в процессе принятия решений: внушение, манипуляции, гипнотическое и др. виды воздействия.
2.Бюджет учебного времени по курсу
Семестр | Контр.р | Всего час. | Ауд. | Лекции | Семин., Пр. зан. | Сам.раб. | Зачет |
1,2 | + |
Программа курса
Раздел 1. Принятие решения как разновидность деятельности (12 час)
Тема 1. Деятельностный подход в психологии (4 час.)
Содержание:
1. Создание теории деятельности на рубеже 20-30 годов 20-го столетия.
2. Деятельность по принятию решений, ее особенности
3. Макроструктура деятельности, ее иерархическое строение (уровни:
а) психофизиологических функций. б) операций, в) действий, г) особенных деятельностей (особых видов деятельности)
Тема 2. Поэтапность деятельности по принятию решений (4 час.)
Содержание:
1. Постановка целей, задач,
2. Способы решения проблемы
Предвидение и получение результата
Тема 3. Потребности и мотивы принятия решений (4 час.)
Содержание:
1. Понятия потребности и мотива
2. Ведущий мотив
3. Соотношение мотивов и сознания
4. Развитие, интеграция, замещение мотивов.
Литература;
Основная:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: ЧеРо,1996
2. Ительсон Л.Б. Текции по общей психологии. М.: Аст, 2000
3. Леонттьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.; Смысл, 2001
Дополнительная:
1. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: Школа А.Н.Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н.Ждан. М.: Смысл, 1999
Раздел 2. Алгоритм принятия решений (12 час.)
Тема 1. Постановка проблемы и сбор информации (4 час.)
Содержание:
1. Способы сбора информации в частном и общегосударственном масштабе
2. Отфильтровывание информации (метод обнуления) при постановке проблемы
3. Создание коллекции приятных воспоминаний перед принятием решения
Тема 2. Обработка и систематизация материала (4 час)
Содержание:
1.Единство анализа и синтеза для равновесия мыслительной деятельности
2. Овладение умением структурировать свои мысли и чувства
3. Овладение умением систематизировать и анализировать имеющиеся данные
Тема 3. Решение поставленной задачи и подведение итогов
(4 час.)
1.Простота мышления- основа правильного решения
2. Анализ и выбор нужных альтернатив
3. Метод мозгового штурма и его особенности
4. Особенности подведения итогов и формулировка выводов
Литература:
Основная:
1. Вербин С. Наука принятия решений. СПб.: Питер, 2002
2. Модели и методы управления персоналом: Российско-британское учебное пособие / Под ред. Е.Б.Моргунова М.: Интер- Синтез, 2001
3. Урбанович А.А. Психология управления. Мн.: Харвест, 2002
Дополнительная:
1. Гетманова А.Д. Логика М.: Добросвет, 2000