Человек, мир, религия

О, вещая душа моя! О, сердце, полное тревоги, О, как ты бьешься па пороге Как бы двойного бытия!..

Ф. Тютчев

Что представляет собой человеческая жизнь? Если бы можно было зафиксировать ее на киноленте и просмот­реть в ускоренном режиме, то возникло бы довольно удру­чающее впечатление.

Каков обычный день человека? Сон, еда, работа, разго­воры, суета, смех, ссоры... И так сегодня, завтра, изо дня в день и из года в год. Какова жизнь в целом? Учился, работал, женился, дети, старость, болезни... смерть. У детей и их де-тей та же история. На эту основную схему накладываются разные события, но ни одно из них не может остановить течение самой жизни в ее неудержимом движении к... смерти. И так у всех, всегда и повсюду. Как осенние листья уходит поколение за поколением.

Миллиарды жизней, наполненные радостями и страда­ниями, любовью и отчаянием, благородством и низостью, славой и неизвестностью, канули в вечность. Какую? Что это такое? Каков смысл жизни человека и человечества?

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

Такими горькими словами в трудную минуту жизни вы­разил Пушкин эту парадоксальность человеческого суще­ствования, его трагическую для нас загадочность.

Московский митрополит Филарет (Дроздов), уже при жизни прозванный Мудрым, ответил тогда Пушкину следу­ющим знаменитым стихотворением:

Ненапрасно, неслучайно

Жизнь от Бога мне дана,

Не без правды Им же тайно

На печаль осуждена.

Сам я своенравной властью

Зло из темных бездн воззвал,

Caм наполнил душу страстью,

Уж сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, Забвенный мною!

Просияй сквозь сумрак дум

И созиждется Тобою

Сердце чисто, светлый ум.

Неожиданный ответ митрополита, вскрывший самое существо мучительного вопроса, глубоко растрогал Пуш­кина. Он пишет ему целое стихотворное послание, в кото­ром звучит неподдельное чувство благодарности и умиле­ния:

Я лил потоки слез нежданных.

И ранам совести моей

Твоих речей благоуханных

Отраден чистый был елей.

Действительно, для каждого человека основным вопро­сом всегда был и остается вопрос о смысле жизни. Не все могут найти для себя окончательное его решение, не все способны ответить сомневающимся. Но в каждом нормаль­ном человеке неистребима потребность найти этот смысл и его разумное объяснение.

Перед каким же выбором стоит человек в решении это­го основного вопроса жизни?

Прежде всего это религия и атеизм. Стоящий между ни­ми агностицизм по существу не может претендовать на ми­ровоззренческий статус, поскольку в принципе отрицает за человеком возможность сколько-нибудь достоверного ответа на главнейшие мировоззренческие вопросы: о бы­тии Бога и бессмертии души, природе добра и зла, истине и смысле жизни и т. д.

Каково же ценностное соотношение между религией и атеизмом? Чтобы ответить на этот вопрос, их целесообраз но рассмотреть как две теории бытия (небытия) Бога, по­скольку именно данная проблема является для них глав­нейшей. Два основных научных требования, предъявляе­мых к любой теории на предмет ее признания, могут и в данном случае быть критерием в оценке религии и атеиз­ма. Первое: необходимость иметь факты, которые бы под­тверждали теорию. Второе: возможность опытной (экспе­риментальной) проверки ее основных положений и выводов. Только теория, удовлетворяющая этим требова­ниям, может быть признана в качестве научной, заслужива­ющей серьезного внимания.

Что же представляют собой религия и атеизм в свете этого критерия? Если говорить о религии, то она, во-пер­вых, предлагает неисчислимое количество фактов, прямо свидетельствующих о существовании Бога, души, духов, сверхъестественных сил и т. д. Чтобы убедиться в этом, до­статочно посмотреть на жизнь хотя бы нескольких русских святых и их многочисленные чудеса, например: святой Ксении Петербургской (1803); преподобного Серафима Саровского (1833); Амвросия Оптинского (1891) (муд­рость и прозорливость которого привлекали к нему всю Русь, самых прославленных писателей, мыслителей, обще­ственных деятелей: Гоголя, Достоевского, Соловьева, Тол­стого и многих других); Иоанна Кронштадтского (1908), поразительные чудеса которого совершались на глазах ог­ромного числа людей.

Итак, религия предлагает факты. Но наряду с ними Православие предоставляет каждому человеку и средства проверки истинности своих утверждений, указывает кон­кретный и реальный путь для личного познания духовного мира. В самой лаконичной форме это средство выражено словами Христа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8).

А что предлагает атеизм? Во-первых, он не имеет и в принципе не может иметь каких-либо фактов, свидетельст­вующих о небытии Бога и мира духовного. К тому же сама бесконечность познаваемого мира говорит о том, что их никогда и быть не может, хотя бы в силу того, что все по­знания человеческие в любой момент времени являются лишь ничтожным островком в океане непознанного. По­этому, если бы даже Бога не было, это оставалось бы веч­ной тайной для человечества, в которую можно только ве­рить, но нельзя знать.

Во-вторых (и это самое тяжелое для атеизма), он не в состоянии ответить на важнейший для него вопрос: «Что должен сделать человек, чтобы убедиться в небытии Бога?» А без ответа на него атеизм оказывается не более как сле­пой верой. Хотя ответ очевиден: есть только один путь, поз­воляющий убедиться в бытии или небытии Бога, — путь религиозной жизни. Иного способа просто не существует.

Таким образом, религия и атеизм вместе, в парадок­сальном единстве призывают каждого человека, ищущего истины, к изучению и опытной проверке того, что называ­ется религией.

Что же она есть?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: