Телеологический аргумент

Телеологический аргумент (греч. τελέω — оканчивать, доводить до совершенства, до конца; λόγος — слово, сужде­ние, доказательство, разум) — аргумент, основанный на ра­зумности, совершенстве наблюдаемого мира. Он является одним из наиболее распространенных в силу своей про­стоты и убедительности. Он известен с глубокой древнос­ти. Его знает религиозно-философская мысль едва ли не всех времен и всех народов земли. Основная мысль его сводится к следующему. Устройство мира, как в отдельных частях, так и в целом (познанном), поражают своей гармо­ничностью и закономерностью77, свидетельствующими о сверхразумности и всемогуществе силы, его создавшей. Та­ковой может быть только Бог.

Нет никаких фактических оснований отрицать вывод о разумном устройстве мира. Тем не менее с формально-ло­гической точки зрения он не безусловен, поскольку зако­номерность устройства мира в целом и всех его частей не может быть доказана. Есть и другие соображения. Кант, на­пример, исходя из своей системы, говорил о закономерно­сти не мира, а рассудка: «Рассудок не черпает свои законы (a priori) из природы, а предписывает их ей»78.

Однако закономерность, наблюдаемая в мире, всегда поражала всех естествоиспытателей и мыслителей (в том числе и Канта), приводя большинство из них к признанию бытия Божественного Творца.

Вот несколько высказываний видных современных ученых об этом. «Равновесие между гравитационными и электромагнитными взаимодействиями внутри звезд, — пишет П. Девис, — соблюдается почти с немыслимой точ­ностью. Вычисления показывают, что изменение любого из взаимодействий всего лишь на 10-40 его величины по­влекло бы за собой катастрофу для звезд типа Солнца»79. Профессор М. Рьюз, рассуждая о возможной первопричине мира, пишет: «Понятие о такой причине возвращает нас по сути дела к признанию Высшей силы того или иного рода, которую вполне можно именовать Богом. Кстати говоря, мне кажется, что эта аргументация подпадает под класс до­водов, традиционно известных как телеологические», И продолжает: «Вообще же, предположение, что за покровом наличного бытия вселенной, за ее организацией должен скрываться некий Разум, начинает казаться в наши дни все более правдоподобным»80.

Наш крупный ученый академик Л.С. Берг (1950) писал: «Основной постулат, с которым естествоиспытатель подхо­дит к пониманию природы, — это тот, что в природе вооб­ще есть смысл, что ее возможно осмыслить и понять, что между законами мышления, с одной стороны, и строем природы, с другой, есть некая предустановленная гармония. Без этого молчаливого допущения невозможно никакое естествознание»81. Иными словами, основанием науки явля­ется вера ученого в разумность мира. Эту мысль очень чет­ко выразил А. Эйнштейн: «Моя религия — это глубоко про­чувствованная уверенность в существовании Высшего Интеллекта, который открывается нам в доступном позна-

нию мире82

Особенно обращает на себя внимание т. н. антропный принцип. Когда были выявлены значения мировых кон­стант (скорости света, заряда и массы электрона и др.), ока­залось, что даже при самых ничтожных изменениях их ве­личин, космос был бы совершенно иным и наши формы жизни, прежде всего человек, не смогли бы существовать. Известный американский ученый Ральф Эстлинг так про­комментировал этот принцип: «Абсолютно во всем, начи­ная от постоянных, определяющих гравитационные, элект­ромагнитные, сильные и слабые ядерные взаимодействия, и вплоть до основных биологических предпосылок, мы об­наруживаем, что космос в целом, наше Солнце в частности, и в особенности Земля, настолько точно подогнаны к нам, что неизбежно напрашивается вопрос: а не Бог или кто-то еще с аналогичным именем создал все это, прежде всего имея в виду нас? Это слишком много для совпадения, даже для чуда, чтобы назвать это чистой случайностью»83.

Все это вполне созвучно тому, о чем писал апостол Павел: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы» (Рим. 1, 20).

Ценность телеологического аргумента состоит прежде всего в том, что он ставит человеческое сознание перед аль­тернативой: признать ли Разум источником столь целесооб­разно устроенного мира84, или же «что-то пока неизвестное»? Первое открывает человеку высокий и святой смысл жизни. Второе оставляет его в полной внутренней растерянности и безысходности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: