Язычество. 1 флоренский П. А. Столп и утверждение истины

1 Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1914. С.674.

2 Попов И.В. Конспект лекций по патрологии, Сергиев Посад, 1916. С.34-35.

3 Татиан. Речь против эллинов, 29. М., 1863. С.169.

4 Там же, 30. С.170.

5 Там же, 2. С.161-162.

6 Тертуллиан. Твор. Т. 1. Апология, 23. СПб., 1847. С.56.

7 Арсеньев Н.С. В исканиях Абсолютного Бога. С.15, 33, 39, 40.

8 Робертсон Дж. Первоначальное христианство. 1930. С.64.

10 См.: Арсеньев Н. В исканиях Абсолютного Бога. С.37.

11 Феликс М. Октавий, 25. М., 1866. С.89.

12 Никодим Милаш, еп. Правила Православной Церкви с толкованиями. Т. 1. СПб., 1911. С.152-153.

13 Фаррар Ф. Первые дни христианства, СПб., 1892. С.88.

14 «Есть данные, что в России до революции было 360000 священнослужителей, а к концу 1919 г. их осталось 40000», - пишет об одном из таких жертвоприношений В. Солоухин («Почему я не подписался под тем письмом»). См. также, например: Дмитриев С. По следам красного террора (об историке СП. Мельгунове и его книге) // Наш современник. 1991. №1; Мельгунов С. Красный террор // Наш
современник. 1991. №№1-3.

15 Авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поуч. 9. М., 1874. С.126.

16 Тертуллиан. Творения. Т.1. Апология, 23. Об идолопоклонстве, 1. СПб., 1847. С.144.

17 Кюнг Г. Существует ли Бог? 1982. С.295.

18 Там же. С.297.

19 Светлов Э. У врат молчания. Брюссель, 1971. С.80-81.

20 Оккультизм (от лат. occultus - тайный, сокровенный) - учение, признающее наличие в человеке, природе и космосе особых скрытых (оккультных) сил и призывающее человека к овладению ими для достижения своих целей. Разновидностей оккультизма много.

21 См. гл. V «Откровение», § 3 «Индивидуальное откровение и его признаки»; гл. VIII «Духовная жизнь»; § 1 п. 7 «Прелесть».

22 Антропософия (от греч, άνθρωπος - человек и σοφία — мудрость) - мистическое учение, ставящее на место Бога человека, постигшего «тайную мудрость», «истинный» смысл бытия и через это ставшего
сыном Божиим.

23 Штейнер P. (1925) - германский философ, мистик, основатель антропософии.

24 Бердяев Н. Самопознание. Париж, 1949. С.205-206.

25 См. гл. II, § 9 «Многообразие религий».

26 Булгаков С. Свет Невечерний. Сергиев Посад, 1917. С.323.

27 Апология. 1, 7 // Памятники древней христианской письменности: В семи тт. Т. 4. М., 1860-1867. С.25. 28 Апология. 1, 46. Там же. С.85.

29 Светлов Э. Магизм и единобожие. Брюссель, 1971. С.616. Прим. 261.

30 Василий Великий. Беседы на Шестоднев. Бес. 9. Творения. Т.1. СПб., 1911. С.92, 93.

31 Дьяченко Г.Н. Полный церковнославянский словарь. М., 1S99. С.6, 567, 234.

32 См. ниже гл. IX «Происхождение мира».

33 Казило С. Обзор журнала "Христианская мирная конференция" // ЖМП. 1975. №3. С.41.

34 В греческом тексте здесь стоит глагол πληρωσάι (от πληρόω -наполнять, восполнять, исполнять, кончать).

35 Свят. Иоанн Златоуст. Поли. собр. творений. В 12 тт. Т. 6. СПб., 1900. С.91.

36 Для понимания духовной жизни в наше время особенно полезны: Авва Дорофей, преп. Душеполезные поучения. М., 1874. Игнатий (Брянчанинов), свят. Отечник. СПб., 1903; Творения. Т. I-V. СПб., 1905; Собрание писем. М.-СПб., 1995. Иоанн, схиигумен. Письма Валаамского старца. Последнее изд. Коломна, 2001. Игумения Арсения. Переиздание. М., 1994. Никон, игумен. Письма духовным детям. 2-е изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991. Лазарь, архим. Таинство Исповеди. М., 1995.

37 Здесь и далее в скобках указываются: первая цифра - том, вторая -страница «Творений» святителя Игнатия (Брянчанинова) по изданию: СПб., 1905.

38 Иустин Философ, св. Апология 1,46.

39 Исаак Сириянин, св. Слова подвижнические. М., 1858. Слово 34. С.217.

40 Варсануфий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. СПб., 1905. Ответ 274.

41 Монах Меркурий. В горах Кавказа. М., 1996. С.7-8.

42 См. также гл. V, § 3 «Индивидуальное откровение и его признаки».

43 Преп. Григорий Синаит. Главы о заповедях и догматах. Гл. 131 // Добротолюбие. Т. 5. М., 1900. С.214.

44 Св. Феофан (Говоров).Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. М., 1995. С.87.

45 Свт. Игнатий. Собрание писем. №159. М.-СПб., 1995.

46 Св. Феофан (Говоров).Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. М., 1995. С.72-73.

47 См. примеры в гл. V, § 3 «Индивидуальное откровение и его признаки».

48 Древний патерик. Гл. 10, п. 159. М., 1874.

49 Преп. Симеон Новый Богослов. О цели христианской жизни // ЖМП. 1980. №3. С.67.

50 Преп. Максим Исповедник. Творения. Кн. 2. Вопросо-ответы к Фалассию. Вопрос 42. М., 1993. С.Ш.

51 Преп. Симеон Новый Богослов. Слова. Слово 2. М., 1892. С.30.

52 О цели христианской жизни. Сергиев Посад, 1914. С.41.

53 См. свящ. Павел Флоренский. Освящение реальности // Бог. труды. №17. М., 1977. С.148-152.

54 Преподобный Макарий Египетский говорит: «У христиан — свой мир, свой образ жизни, и ум, и слово, и деятельность свои. Таковы же и образ жизни, и ум, и слово, и деятельность у людей мира сего. Иное —христиане, иное — миролюбцы. Между теми и другими расстояние велико» (Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. Беседа 5. С.40).

55 Преп. Симеон Новый Богослов пишет: «Имя (Его) нам неизвестно, кроме имени «Сущий», неизреченный Бог, как сказал Он (Исх. 3,14)» (Симеон Новый Богослов, преп. Божественные гимны. Сергиев Посад, 1917. С.272).

56 Свящ. Павел Флоренский. Столп и утверждение истины. М., 1914. С.98-99.

57 Свт. Василий Великий говорит: «Упражнение в добродетели уподобляется Лествице, которую видел некогда блаженный Иаков, которой одна часть была близка к земле и касалась ее, а другая простиралась выше самого неба» (Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 1. Изд. 3. М., 1891. С.155). «Лествица» преп. Иоанна четко проводит эту идею взаимообусловленности, как добродетелей, так и страстей в духовной жизни христианина.

58 Св. Исаак Сирин говорит: «Каждая добродетель есть мать другой добродетели. Поэтому, если оставишь матерь, рождающую добродетели, и пойдешь искать дочерей прежде, нежели отыщешь матерь их, то оные добродетели оказываются для души ехиднами. Если не отринешь их от себя, то скоро умрешь» (Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 72. М., 1858. С.528).

59 Еп. Игнатий (Брянчанинов). Соч. Т. 2. С.334.

60 Преп. Петр Дамаскин. Творения. Кн. 1. Киев, 1902. С.ЗЗ.

61 Еп. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. Т. 2. С.127.

62 Еп. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. Т. 4. С.9.

63 Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. Троице-Сергиева Лавра, 1904. С.360.

64 Свят. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. СПб., 1985. С.187.

65 Препп. Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. СПб., 1905. С.297.

66 Преп. Симеон Новый Богослов. Слова. Слово 3. С.36.

67 Св. Иоанн Златоуст выражает эту мысль в следующих словах: «Оно (смирение) есть величайшее ограждение, стена несокрушимая, крепость непреодолимая; оно поддерживает все здание, не позволяя ему пасть ни от порыва ветров, ни от напора волн, ни от силы бурь, но ставит его выше всех нападений, делает как бы построенным из адаманта и неразрушимым, и на нас низводит щедрые дары от человеколюбивого Бога» (Свят. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 4. СПб., 1898. С.385).

68 Еп. Игнатий (Брянчанинов). Соч. Т. 2. С.57.

69 Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 55. М., 1858. С.372-373.

70 Еп. Игнатий (Брянчанинов). Соч. Т. I. C.244

71 Еп. Игнатий (Брянчанинов). Соч. Т. 2. С.53, 55.

72 Преп. Исаак Сирин. Слово 55. С.389.

73 Преп. Исаак Сирин. Слово 55. С.371-372.

74 Свят. Тихон Задонский. Твор. Т. 2. М., 1899. С.99.

75 См. об этом, например: свт. Игнатий (Брянчанинов). Соч. СПб., 1905. Т. 1. С.253-257; Т. 2. С.124-125; свт. Феофан (Говоров). Письма о христианской жизни. Письма №№11,21. М., 1980.

76 Преп. Исаак Сирин. Слово 48. С.299-302.

77 О цели христианской жизни. С.17-21.

78 Игумен Никон. Письма духовным детям. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991. С.11979 Еврейское слово «йом» (переведенное на церковнославянский и русский языки как «день») означает не только день, но и период, эпоху, неопределенный промежуток времени, момент.

80 Флоренский П. Столп и утверждение истины. М., 1914. С.144.

81 См., например, подборку мыслей древних отцов и учителей Церкви по этому вопросу у Филарета, архиеп. Черниговского: Православное догматическое богословие. СПб., 1882. С.125-128; у еп. Сильвестра: Опыт православного догматического богословия. В пяти тт. Т. 3. Киев, 1885. С.17-44.

82 Зеньковский В.В. Основы христианской философии. В двух тт. Т. 2. Париж, 1964. С.51,53.

83 София, по Е. Трубецкому, есть «неотделимая от Христа Божия премудрость и сила» (Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1918. С.104).

84 Там же. С.105.

85 Цит. по: Еп. Сильвестр. Опыт православного догматического богословия. 2-е изд. Т. 3. Киев, 1884-1885. С.40.

86 Там же. С.42. Прим. 4.

87 Например, святитель Игнатий Брянчанинов, говоря прежде всего о переловом отряде этой науки - монашестве, - пишет: «Наука из наук, монашество, доставляет - выразимся языком ученых мира сего – самые подробные, основательные, глубокие и высокие познания в экспериментальной психологии и богословии, т. е. деятельное, живое познание человека и Бога, насколько это познание доступно человеку» (Еп. Игнатий (Брянчанинов). Соч. В пяти тт. Т. 1. 3-е изд. СПб., 1905. С.480).

88 Наан Г.Е. Симметричная Вселенная (доклад на Астрономическом совете АН СССР 29 января 1964 г.) // Тартуская астрономическая обсерватория. Публикации. Т. 56. Тарту, 1966. С.431-433.

89 См., например: Тейяр де Шарден П. Феномен человека / Пер. с франц. М., 1987.

90 Цит. по: Лелотт Ф. Решение проблемы жизни. Брюссель, 1959. С.91.

91 Беседа преп. Серафима Саровского с Н.А.Мотовиловым о цели хри­стианской жизни. Сергиев Посад, 1914. С.11. 92 Феофан Затворник. Собрание писем. Вып..1. М., 1898. 9;i Рьюз М. Наука и религия: по-прежнему война? // Вопросы философии. 1991. №2. С.44.

94 Населенный космос / Под ред. В.Д. Пенелиса. М., 1972. С.77.

95 Хобринк Б. Эволюция. Яйцо без курицы. М., 1993. С.66.

96 По вопросу развития жизни, происхождения ее видов существуют различные точки зрения: ламаркизм, дарвинизм, мутационная теория, гетерогенез. Значительное число ученых придерживается гипотезы эволюции (одни - признавая Бога ее истоком, другие - исключая Его), но многие современные ученые отказываются от нее, принимая теорию первоначальной множественности видов (см., например: Морис Г. Сотворение мира: научный метод /Пер. с англ. Сан-Диего, 1981; Хайнц. Творение или эволюция / Пер. с англ. 2-е изд. Чикаго, 1983).

97 См., например: Курьер. 1972. №8/9; а также Человек // БСЭ. Т. 29. С.50-54.

98 См., например: Моррис Г. Сотворение мира: научный поход. Сан-Диего, 1981; Тростников В. Научна ли научная картина мира в высокоорганизованных формах жизни // Новый мир. 1989. №12.

99 Зеньковский В.В. Основы христианской философии. В двух тт. Т. 2. Париж, 1964. С.35.

100 См. гл. «Духовная жизнь».

101 Письма к разным лицам. Вып. II. Сергиев Посад. 1914. С.78-79.

102 Цит. по: Еп. Игнатий Брянчанинов. Соч. Т. 4. СПб., 1905. С.271. 103 Слово 29 на пришествие Господне. Слово 106 об антихристе.

104 Св. Игнатий. Творения. Т. 4. СПб., 1905. С.323-324.

105 Собрание писем свт. Игнатия. Письмо № 44. М.-СПб., 1995.

106 Еп. Игнатий Брянчанинов. Соч. Т. 4. СПб., 1905. С.267.

107 «По древним сведениям и по сохранившимся монетам, нормальный вес еврейского золотого сикля равен 3,77 золотникам (16,37 гр)... талант же равнялся... 3000 сиклей» (Библейский энциклопедическийсловарь. «Деньги». Составил Э. Нюстрем. Торонто. 1985. С.1ОЗ). Т. е. один золотой талант равнялся 49 кг 110 гр. 108 Буквально цифра 666 в еврейском языке соответствует словосочетанию «ха-мелек - ле-ишра'ель», т.е. «Царь Израилев».

105 В окружном послании. Священного Синода Элладской Церкви №2641 от 9 февраля 1998г. указывается:""Печать", будет ли это имя антихриста или число его имени, когда придет момент ее проставления, когда только повлечет за собой отречение от Христа и сочетание с антихристом, когда будет принята добровольно» (Электронные карточки и печать антихриста. М., 1999. С.13).

110 Путь. 1937. №52.

111 Свящ. Павел Флоренский. Столп и утверждение истины. М., 1914.

112 См.: Федоров Н.Ф. Философия общего дела. Т. 1-2. М., 1913. жизни, которая могла бы быть употреблена на восстанов­ление или воскрешение».

113 См.: Экземплярский В.И. Христианское юродство и христианская сила. К вопросу о смысле жизни. Киев, 1916.

114 Свящ. Анатолий Жураковский. К вопросу о вечных муках // Христианская мысль. 1916. №7-9.

115 См.: Трубецкой Е. Смысл жизни. М., 1918.

116 См.: Воскресение Христово (опыт православно-мистической идеологии пасхального догмата). Сергиев Посад, 1916.

117 Прот. Сергий Булгаков. Невеста Агнца. Париж, 1945.

118 Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. XI. Кн. 2. СПб., 1905. С.905.

119 Булгаков С. Свет Невечерний. Сергиев Посад, 1917. С.413-414.

120 Преп. Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни, (новооткрытые тексты). Беседа 39. М., 1998. С.200-201.

121 Там же. Беседа 41. С.216


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: