Этап | Процедура |
Постановка проблемы | Возникновение ситуации Появление проблемы Сбор необходимой информации Описание проблемной ситуации |
Разработка вариантов решения | Формулирование требований-ограничений Сбор необходимой информации Разработка возможных вариантов решений |
Выбор решения | Определение критериев выбора Выбор решений, отвечающих критериям Оценка возможных последствий Выбор предпочтительного решения |
Рассмотрев процессы принятия управленческих решений различными управленческими школами, можно сделать некоторые выводы и привести рекомендации лицу, принимающему решения.
В основу традиционной японской методологии принятия решений положена система «ринги» (получение согласия на решение путем опроса без созыва совещания или заседания). Привычная иерархическая структура управления переместилась в сферу отношений между людьми, когда внешне существуют неформальные, псевдосемейные отношения, и руководитель осуществляет косвенное управление на основе формальной власти.
Согласно системе принятия решений, рассмотренной ранее, руководитель, принявший решение, составляет документ «рингисе», в котором всесторонне описывает проблему и дает рекомендации по ее решению. Проект решения передается специалистам в отделы и службы, где его рассматривают заинтересованные лица; после изучения – на другой уровень и так до высшего руководителя на подпись «рингисе». Утвержденный проект приобретает характер директивы. Проходя по уровням управления, проект решения не только дорабатывается экспертами, но и одобряется коллективом.
По инициативе руководителя стимулируется отработанный тип поведения персонала, обеспечиваются условия для самоорганизующейся системной деятельности и надлежащего социально-психологического климата. Создавая благоприятную обстановку, творческую атмосферу, учитывая сложившуюся культуру принятия решений, руководитель добивается согласия всех членов коллектива, имеющих отношение к решаемой проблеме; производит экспертную оценку проекта с лицами, заинтересованными в его успешной реализации; использует механизмы групповой работы по совершенствованию и реализации проекта.
В данной системе работник чувствует себя сопричастным к процессу принятия решений и, генерируя идеи, критикуя их, внося предложения по -их исполнению, стимулирует появление нетривиальных решений.
В рассмотренных моделях принятия решений, типичных для западной школы управления, варианты коллективной работы характеризуются следующим:
— руководителю требуется согласование целей работников, привлеченных к коллективному принятию решений;
— необходимо объяснить коллективу, какую проблему требуется решить;
— следует организовать коллектив на решение проблемы;
— результаты работы зависят от готовности руководителя выполнять роль то модератора, то жесткого автократа, который использует административную власть для пресечения действий тех, кто злоупотребляет демократией;
— руководитель должен владеть технологиями: организации информационного обмена среди персонала управления, межличностных и межгрупповых коммуникаций, организации системной деятельности по выработке решения и коллективного принятия решения и т.д.
Принятое решение не становится организующим началом системной деятельности людей, как это характерно для японской системы управления.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение системного подхода, перечислите основные термины.
2. Назовите процедуры для реализации управленческого решения.
3. Перечислите технологии разработки управленческих решений.
4. Охарактеризуйте функции управленческих решений.
5. Назовите процедуры и операции при разработке управленческих решений.
6. Охарактеризуйте подход американской школы к принятию управленческих решений.
7. Охарактеризуйте подход немецкой школы к принятию управленческих решений.
8. Охарактеризуйте подход японской школы к принятию управленческих решений.
9. Охарактеризуйте подход русской школы к принятию управленческих решений.