Цель — сформировать у ученика целостное представление о характере изучаемого двигательного действия; т. е. сформировать предумение заданного движения.
Основные задачи:
1. Последовательно сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения.
2. Создать общее двигательное представление на основе формирования ориентировочной основы движения (ООД) для данного этапа обучения.
3. Определить основные части движения и границы между ними — основные опорные точки (ООТ).
4. Опробывать возможность целостного выполнения двигательного действия в общих чертах (на уровне предумения).
5. Предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательного действия.
Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления о технике формируется у учеников в результате объяснения упражнения преподавателем, восприятия показываемых движений, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения движений, наблюдений за действиями других занимающихся. Все это создает ориентировочную основу двигательного действия, без которой невозможно углубленное освоение техники движения.
|
|
Многими специалистами принято следовать следующему подходу в обучиении на этом этапе: объяснение упражнения, показ двигательного действия, опробывание изучаемого упражнения.
Уже на этапе начального разучивания двигательного действия могут возникать, а в дальнейшем и закладываться основы ошибочных действий. Более типичными (т.е. имеющие массовый характер) являются следующие двигательные
: а) лишние, ненужные движения (в прыжках в длину — отталкивание двумя ногами после напрыгмвания); б) искажение движения по амплитуде и направлению (разбег в прыжках в длину по дуге); нарушение ритма двигательного действия (неравномерность длины шагов при беге) и др.
Причинами ошибок могут быть: недостаточно ясное представление о двигательной задаче; неправильное выполнение предыдущих действий; слабое развитие координационных способностей, точности и других двигательных качеств; влияние конкурирующих навыков, боязнь, невнимательность, неуверенность, повышенная возбудимость занимающихся и др.
Основной путь исправления ошибок: необходимо указать на ошибку, показать правильное исполнение и предоставить ученику дополнительные попытки для овладения нужным способом выполнения.
Продолжительность этапа начального разучивания двигательного действия зависит от: 1) степени сложности техники изучаемого действия; 2) уровня подготовленности занимающихся; 3) их индивидуальных особенностей; 4) возможности использования положительного эффекта переноса навыков. Но, как показывает практика работы, это от 5 до 45 мин.