В настоящее время для разметки используют:
- краски;
- термопластик;
- ленты-полуфабрикаты;
- цветные асфальто- и цементобетоны;
- кнопки;
- металлические и керамические плиты.
Требования, предъявляемые к материалам ДР:
- малая стоимость;
- высокая адгезия (прилипаемость к дорожному покрытию);
- шероховатость;
- высокая износоустойчивость;
- морозо- и теплостойкость;
- цветостойкость;
- хорошая отражательная способность;
- малое время готовности после нанесения;
- простота подготовки проезжей части под разметку.
Краска для разметки, как и любой лакокрасочный материал, представляет собой комплексный состав, основными компонентами которого являются:
- наполнитель (создает необходимую шероховатость, улучшает прочностные и адгезионные свойства);
- пигмент (придает нужный цвет);
- связующее вещество (связывает пигмент с наполнителем и образует при высыхании пленку);
- растворитель (придает краске необходимую вязкость для нанесения на покрытие).
Наибольшее распространение для разметки получила нитроэпоксидная эмаль (ЭП- 5155, НЦ-11 и др.). Время высыхания при температуре окружающего воздуха 18…22°С ограничивается 0,5 часа. Средний расход краски при нанесении разметки 0,4 кг/кв.м. В зависимости от интенсивности движения такую разметку необходимо обновлять через 2 – 4 месяца эксплуатации.
Термопластик представляет собой композицию из нескольких составляющих:
- связующее вещество (основано на синтетических или природных смолах);
- пигмент;
- светлые наполнители.
Термопластичные массы укладывают на дорожное покрытие в горячем состоянии при температуре 160…180°С. После нанесения термопластика на покрытие при температуре окружающего воздуха 20°С движение может быть открыто уже через 15-20 мин. Расход смеси при толщине разметки 4 мм около 7 кг/кв.м. Срок службы 2-3 года.
Для улучшения видимости в темное время разметку выполняют с применением световозвращающих материалов (керамические осколки, крупнозернистый песок, стеклянные микрошарики).
Применяют также разметку из белого известняка, который наносят на покрытие методом поверхностной обработки (втапливают в свежий асфальтобетон). Большая трудоемкость, срок службы 3-4 года.
Световозвращающие разметочные кнопки целесообразно устанавливать на многополосных дорогах для обозначения границы между встречными потоками или края проезжей части. Кнопки выполняют из металла или износоустойчивого пластика, снабжают катафотами и крепят к проезжей части с помощью штыря или приклеивают с помощью эпоксидного клея к покрытию (см. рисунок 11).
а – кнопка, крепящаяся к проезжей части с помощью штыря; б, в – кнопки, приклеивающиеся к покрытию с помощью клея
Рисунок 11 – Примеры световозвращающих кнопок, применяемых для дорожной разметки
Для повышения эффективности вертикальной разметки применяют световозвращающую пленку, используемую в производстве дорожных знаков.
ДО и НУ, размечаемые ДР 2.4, 2.5 и 2.6 должны иметь световозвращающие элементы, которые справа (по ходу движения) должны быть красного цвета, а слева белого.