Анализ социально-экономического положения муниципального образования является необходимой предпосылкой принятия управленческих решений. Анализ осуществляется путем сопоставления фактических показателей анализируемого периода (год, квартал и др.) с плановыми, а также с фактическими показателями за предшествующие периоды. При этом обязательным условием анализа изменения стоимостных показателей является их разложение на натуральную и ценовую составляющие.
Целью анализа является установление причин и факторов отклонения фактических показателей от плановых и от показателей предшествующих периодов, выявление позитивных тенденций, которые необходимо развивать, и негативных, которым необходимо противостоять, определение узких мест и диспропорций в развитии отдельных сфер жизни муниципального образования, выявление резервов роста. Результатом анализа должны быть предложения по улучшению состояния дел в муниципальном образовании.
Основными исходными данными для проведения экономического анализа являются данные, получаемые от органов государственной статистики, других органов государственной власти и местного самоуправления.
|
|
Кроме статистических показателей, при анализе и оценке социально-экономической ситуации в муниципальном образовании должны учитываться мнение населения (в частности, через анализ жалоб и обращений граждан), оценки общественных объединений граждан, средств массовой информации и др. При использовании такой информации важно оценивать уровень ее достоверности и объективности.
Качество анализа в значительной мере предопределяет обоснованность прогнозов и планов социально-экономического развития муниципального образования.
7. Текущее планирование и прогнозирование
Основу прогноза в муниципальном образовании составляют показатели социально-экономического развития РФ и соответствующего субъекта РФ, а также дефляторы, характеризующие изменение ценовых факторов по сравнению с предыдущим годом. Эти показатели доводятся до сведения муниципального образования органами государственной власти.
Разработка прогноза комплексного социально-экономического развития осуществляется по тем же группам показателей, которые используются при анализе социально-экономического положения. В прогнозе важно сформулировать основные цели и задачи муниципального образования на планируемый период и пути их достижения. Далее эти цели конкретизируются по направлениям. Разработка прогноза развития и бюджета муниципального образования на очередной год должны вестись совместно.
|
|
Для большинства муниципальных образований, особенно имеющих моноструктурный характер экономики, в основу прогноза должны быть положены прогнозы и планы развития градообразующих предприятий.
Текущее планирование в муниципальном образовании осуществляется на очередной год с разбивкой по кварталам. На основании прогноза социально-экономического развития территории и вытекающих из него бюджетных проектировок администрация разрабатывает комплексный годовой план социально-экономического развития территории. В нем устанавливаются конкретные задачи и показатели для всех сфер муниципальной деятельности: ЖКХ, транспорта, связи,· здравоохранения,· образования, культуры,· спорта и т.д.
Существенной составной частью годового плана являются муниципальные целевые программы по решению отдельных задач развития, которые также должны быть увязаны с прогнозируемыми объемами бюджетных ассигнований. Комплексный план социально-экономического развития территории и целевые программы к нему вносятся главой администрации на рассмотрение представительного органа местного самоуправления вместе с бюджетом и должны утверждаться совместно, во взаимной увязке.
Таким образом, план и прогноз - это дополняющие друг друга стадии планирования. При этом прогноз выступает как фактор, ориентирующий существующую практику на возможности развития в будущем, а прогнозирование - как инструмент разработки планов.
8. Стратегическое планирование и прогнозирование
Стратегическое планирование - это разработка целевых ориентиров развития муниципального образования на перспективу, оценка необходимых экономических и других ресурсов для достижения поставленных целей и формирование политики, направленной на мобилизацию и рациональное использование этих ресурсов.
По своим задачам и методам их решения стратегическое планирование существенно отличается от текущего и в известной мере противоположно ему, поскольку решение стратегических задач требует отвлечения части ресурсов от задач текущих. Одна из важнейших задач стратегического планирования - предвидение грядущих перемен и своевременное принятие необходимых упреждающих мер. В зависимости от стоящих задач стратегические планы (концепции) и прогнозы могут быть среднесрочными (3-4года) и долгосрочными (до10-15лет).
Основные этапы разработки стратегического плана муниципального образования следующие:
1.Организационно-подготовительныйэтап, который включает:
−разработку и утверждение структуры концепции;
−подготовку необходимых методических материалов;
−определение состава исполнителей и распределение обязанностей по разработке проекта концепции, формирование соответствующей рабочей группы;
−проведение обучения работников (при необходимости);
−формирование информационной базы, необходимой для разработки концепции;
−выделение денежных ресурсов для привлечения специалистов к разработке и экспертизе проектных материалов;
−составление графика разработки концепции, который должен содержать все этапы формирования концепции, состав группы и его руководителей.
2 этап. Формирование и анализ информационной базы: сбор, систематизация, анализ данных, составляющих информационную базу для формирования концепции: статистические данные, предложения населения, прогнозные и программные документы по развитию муниципального образования, наличие утвержденных и намеченных к реализации проектов, затрагивающих интересы города и др.
3 этап. Разработка проекта концепции: собственно формирование проекта концепции в соответствии с принятой структурой на основе имеющейся методической и информационной базы с учетом выделенных приоритетов социально-экономического развития.
4 этап. Согласование и утверждение концепции: доработка проекта концепции в увязке с возможными объемами финансовых и других ресурсов, общественное обсуждение, юридическая, экономическая, экологическая и социальная экспертиза, уточнение по результатам общественного обсуждения и экспертизы, утверждение концепции представительным органом местного самоуправления.