Муниципальные займы как инструмент инвестиционной политики

Привлечение заемных средств на инвестиционные цели требует от муниципальной власти использования современных финансовых технологий и решения множества сложных проблем: экономической оценки собственной кредитоспособности, залогового обеспечения займа и условий возвратности средств, определения схемы выпуска ценных бумаг и условий их размещения и решения множества других вопросов.

Любой инвестор, вкладывая свои средства в ценные бумаги, в том числе и облигации муниципальных займов, в первую очередь думает об извлечении максимальной прибыли от этих вложений. Специфика муниципальных займов состоит в том, что это займы, организуемые органами местного самоуправления. А они избраны населением только для того, чтобы создавать благоприятную среду обитания для этого населения. Поэтому цель выпуска муниципальных займов существенно отличается от целей других эмитентов, а именно - решение местных проблем. Муниципальный заем в этом смысле мало привлекателен для внешних инвесторов.

Группы муниципальных инвестиционных займов по их назначению:

а) Займы на инвестиции в объекты инфраструктуры и социального назначения, приносящие, как только что отмечалось, отдачу в виде общественной пользы, но не денежного дохода. Обслуживание таких займов и возврат денежных средств возможны только из текущих расходов местного бюджета.

б) Займы на инвестиции в расширение налогооблагаемой базы местного бюджета, т.е. в строительство или реконструкцию объектов, доходы от эксплуатации которых будут пополнять бюджет. Такой заем может рассматриваться как чисто коммерческий, источником погашения займа по его условиям должен быть доход от введенного объекта, а сроки погашения должны наступать после вывода объекта на рентабельную работу.

в) Займы на инвестиции в ресурсосберегающие и иные технологии, позволяющие сократить расходы местного бюджета. Такой заем тоже может рассматриваться как коммерческий. Условия займа должны предусматривать срок начала погашения заемных средств после осуществления инвестиционного проекта и получения экономии от вложений.

Важным моментом выпуска муниципального займа является процедура принятия решения о его размещении. Она должна предусматривать ряд последовательных этапов:

−подготовка обоснования целесообразности выпуска займа, его условий и проекта проспекта эмиссии;

−принятие администрацией решения об организационных мероприятиях по подготовке к выпуску займа или развертыванию инвестиционной программы, для которой осуществляется выпуск займа;

−утверждение представительным органом местного самоуправления основных нормативных документов и положений по выпуску, условиям погашения и гарантиям по займу;

−выбор уполномоченного банка по обслуживанию займа;

−назначение менеджера займа — ответственного лица администрации, обеспечивающего оперативное руководство деятельностью всех участников займа;

−подготовка двусторонних и многосторонних договоров между основными участниками займа;

−подготовка проспекта эмиссии займа и его регистрация в Минфине РФ;

−принятие специального постановления главы администрации, утверждающего официальный текст проспекта эмиссии;

−формирование залогового фонда для обеспечения гарантий займа и фонда обслуживания текущих платежей по займу;

−организация размещения займа, для чего может быть привлечен специальный генеральный агент.

Наконец, важным моментом является управление займом в процессе его исполнения, обеспечение координации взаимодействия участников займа, мониторинг и контроль, своевременное предотвращение чрезмерных рисков. От уровня этой исключительно сложной работы будет зависеть конечный результат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: