Введение. Конкуренция является неотъемлемой частью механизма функционирования рыночной экономики

Конкуренция является неотъемлемой частью механизма функционирования рыночной экономики. Еще А. Смит определял конкуренцию как «невидимую руку», обеспечивающую функционирование рыночного механизма ценообразования и регулирующую пропорции общественного производства. Именно в ходе конкуренции происходит «естественный отбор» наиболее эффективных субъектов рыночных отношений.

Основной характеристикой хозяйствующего субъекта с точки зрения конкурентной борьбы является его конкурентоспособность. Указанная категория определяет, в конечном итоге, жизнеспособность предприятия, результаты его деятельности в условиях конкуренции.

Исходя из этого, в условиях рыночной экономики для любого хозяйствующего субъекта крайне актуальной является проблема повышения и поддержания его конкурентоспособности. Особую значимость отмеченная проблема приобретает для современных экономических условий Республики Беларусь, когда значительное усиление конкуренции как со стороны иностранных, так и отечественных хозяйствующих субъектов поставило на грань банкротства множество белорусских предприятий, а подчас – и целых отраслей экономики.

Методологически неразрывно связанной с решением проблемы повышения конкурентоспособности предприятия является оценка его конкурентоспособности, поскольку только на основе такой оценки могут быть сделаны выводы о степени конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Указанная оценка является отправной точкой разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности хозяйствующего субъекта, и в то же время – критерием результативности этих мероприятий. Кроме того, оценка конкурентоспособности предприятия является методологической основой для анализа и, как следствие, выявления путей повышения его конкурентоспособности.

Таким образом, решение проблемы повышения конкурентоспособности предприятия невозможно без решения проблемы оценки и анализа указанной экономической категории.

Отмеченной выше проблематике посвящены работы множества отечественных и иностранных экономистов. В частности, следует выделить таких отечественных ученых, как Ю. П. Анискин, М. И. Бухалков, В. Н. Васильев, Г. А. Краюхин, В. Н. Родионова, П. В. Забелин, А. Ю. Юданов, Н. И. Третников, И. И. Пичурин. Среди иностранных экономистов отметим работы И. Ансоффа, М. Портера, П. Сраффы, А. Томпсона, Й. Шумпетера.

В то же время, несмотря на значительное количество работ, посвященных конкурентоспособности предприятия, в настоящее время не существует целостной теории конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Не существует даже общепринятого определения самой категории конкурентоспособности предприятия. Как следствие – отсутствие единой и универсальной методики оценки, анализа и выявления резервов повышения конкурентоспособности участников рыночных отношений.

Таким образом, большая практическая значимость и недостаточная научная проработка вопросов оценки и анализа конкурентоспособности предприятий обуславливают актуальность настоящего исследования.

Объектом исследования являются предприятия промышленности строительных материалов.

Предметом исследования являются научно-методологические и методические аспекты проблемы оценки, анализа и выявления путей повышения конкурентоспособности предприятия.

Целью настоящего исследования является изучение методологии оценки, анализа и выявления путей повышения конкурентоспособности предприятия.

Достижение поставленной цели обусловливает необходимость решения следующих задач.

В теоретическом аспекте:

- исследовать теоретические основы конкуренции и конкурентоспособности;

- проанализировать понятие конкурентоспособности предприятия;

- проанализировать существующие подходы к определению факторов и источников конкурентоспособности хозяйствующего субъекта;

- синтезировать существующие теории конкурентоспособности предприятия в рамках единого подхода к определению понятия конкурентоспособности хозяйствующего субъекта, его факторов и источников.

В методологическом аспекте:

- исследовать существующие методики оценки конкурентоспособности предприятий и проанализировать их недостатки;

- определить основные направления и критерии оценки конкурентоспособности хозяйствующих субъектов;

- разработать методику оценки конкурентоспособности предприятий;

- разработать алгоритм анализа и выявления путей повышения конкурентоспособности предприятий.

В качестве основного метода исследования применялся системный анализ проблем, очерченных целью работы. В ходе анализа использовались теоретические и методологические положения, отечественный и зарубежный опыт решения вопросов рыночной экономики, современные концепции управления экономикой. В исследовании использовались методы экономико-математического моделирования, математической статистики, факторного анализа, экспертных оценок и другие. В процессе исследования использовались программные средства и вычислительная техника.

Статистическую и информационно-фактологическую основу исследования составили нормативные акты и инструктивно-методические документы всех уровней управления, статистические отчеты, обзоры состояния и динамики экономического положения, первичные фактические материалы хозяйствующих субъектов и другая экономическая информация, собранная и обобщенная непосредственно соискателем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: