Диалектика и метафизика

Марксизм есть самая настоящая метафизика материализма, ибо метафизика утверждает рациональную познаваемость «вещи в себе», познаваемость абсолютного; а диамат утверждает, что «вещь в себе» отражается (и даже фотографируется) в сознании и что абсолютное есть материя.

Это есть метафизика и даже дурная метафизика, утверждающая, что она знает то, чего она не знает. Дурная метафизика, догматическая метафизика (например, утверждающая догму марксизма) разбивается диалектикой. Но не всякая метафизика дурна: метафизические проблемы существуют, и к ним приводит диалектика, как это показал Платон, Аристотель и затем вся последующая философия.

Метафизика указывает на то, что лежит за пределами физики 34*. «Мета» означает то же самое, что и «диа», означает «выход за пределы», переход, понимание одного через другое. Нужно выйти за пределы («мета») физико-химического бытия атомов, чтобы увидеть их связь с другими формами бытия и понять их место в полноте объективной реальности, ибо «А» понимается через «не-А», через противопоставление, — таков закон диалектики.

Противоречие метафизики и диалектики, в котором диамат воспроизводит несчастную мысль Энгельса, лишено всякого основания. И прежде всего потому уже это противопоставление не внушает доверия, что все великие диалектики были метафизиками и часто даже мистиками (например, Плотин, Прокл, Дионисий, [Иоанн] Скот Эриугена, Экхарт, Николай Кузанский, Яков Бёме, наконец, Фихте, Шеллинг и Гегель). Но главное не в этом: Энгельс совершенно не понимает, что такое метафизика, и определяет ее такими чертами, под которые не подходят самые значительные и влиятельные метафизические системы.

Метафизики будто бы рассматривают природу как «случайное скопление изолированных предметов», как «состояние покоя и неподвижности», как «простой процесс роста», как «движение по кругу»; прямо противоположными чертами можно охарактеризовать большие метафизические системы от Платона, Плотина, Аристотеля до Лейбница, Шеллинга и Гегеля, и, наконец, до Бергсона и Лосского: они утверждают всеобщую связь явлений (конкретное всеединство бытия), непрерывную динамику развития и непрерывное движение от низшего к высшему («Диамат», с. 4-6).

А если Энгельсу угодно найти метафизику, утверждающую «скачкообразный переход» в противоположность непрерывному развитию, то мы укажем ему на теизм, утверждающий, что каждый «скачок» от одной ступени бытия к другой есть новый акт творения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: