Общие положения интерпретации

РИСУНОК НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО ЖИВОТНОГО

Методическое руководство

Методика «Рисунок несуществующего животного» была предложена М.З.Дукаревич. Методику рекомендуется применять вместе с другими; она, как и любая проективная методика, требует уточнения и проверки результатов.

Процедура проведения

Для проведения необходим простой карандаш средней твердости, неостро отточенный. Ручкой или фломастером рисовать нельзя. Цвет не интерпретируется, поэтому желательно не пользоваться цветными карандашами. Лист бумаги формата А4, желательно альбомный, белый, не глянцевый. Бумага должна быть ориентирована вертикально.

Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием». Далее нужно уточнить, что нежелательно брать кем-то придуманное животное (из книг или мультфильмов); вымершие животные тоже не подходят.

Рисование животного завершается беседой-опросом. Если испытуемый не готов к ответам на эти вопросы, можно попросить его описать «один день из жизни животного», задавая по ходу нужные вопросы. Обратить внимание на то, какой рукой испытуемый выполняет рисунок.

Необходимо отметить пол, возраст, рол занятий (профессию), семейное положение и актуальную жизненную ситуацию испытуемого. В самом рисунке необходимо выяснить все непонятные детали изображения у испытуемого.

Общие положения интерпретации

Важной характеристикой является связь рисунка с метафорами речи. В самом общем виде процесс интерпретации состоит в следующем: то, что содержится в рисунке (местоположение, детали и их взаимоотношения), буквально переносятся на личность рисовавшего в качестве его метафорического описания. Суждение о личности, как правило, формируется в результате перевода с языка метафорического описания на привычный язык. Пример: шипы – «личность с шипами» - склонность к защитной агрессии: большие уши – «человек с большими ушами» - повышенная заинтересованность в получении информации о себе.

Основная трудность при истолковании рисунка является многозначность отдельных деталей и признаков. Например, величина рисунка, в зависимости от характера контура, графики, эмоционального фона и т. д.. может говорить либо о тенденциях к самораспостранению о преобладании эгоцентрических установок, либо о нарушении контроля над интенсивностью аффективных проявлений или гипертимии (гипомании) и т. д. Кроме обязательного подчинения толкования отдельных деталей общему впечатлению, важным способом сузить значение символа является сознательный выбор надлежащего контекста интерпретации. Например, при наличии в рисунке панцыря, шипов, чешуи и т. п. при интерпретации на передний план выступает контекст самозащиты, задаваемый оппозицией «уязвимость – защищенность», а, например, не характер уровня притязаний, связанный с расположением на вертикали. Эвристической опорой в обоих примерах служит употребимость указанных аспектов рисунка в повседневной речевой метафорике (например, «высокая самооценка», «высокие цели» или «человек в панцире»).

Правильней выбор контекста является важным приемом в работе с рисунком, позволяющим расширить содержательно его интерпретацию. Количество возможных интерпретационных контекстов во многом зависит от фантазий и внутренней подвижности экспериментатора. Однако здесь же кроется и опасность обратной проекции собственных личностных черт на материал рисунка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: