5. Как во время средневековья понимали мучеников?
— Их понимали как слуг диавола: «Они не только разрисовали их одежды разными злыми духами и диаволами, но выставляли также и их характер чисто дьявольский. Они не страшились ни перед чем, чтобы только унизить и очернить в глазах мира эти чистые души и таким образом прикрыть свои зверские поступки». (Благая весть № 7. 1916 г.)
6. Как изменилось положение со времени реформации? Откр. 6, 11 перв. ч.
— Но когда взошло солнце реформации — положение изменилось. Папская церковь была разоблачена как блудница. Откр. 17, 4—6. Поруганные еретики стали называться мучениками за Слово Божье и свидетельство Иисуса Христа. Где стояли костры, на которых их сжигали,— стали возвышаться памятники. (Пример в Констанце — памятник смерти Гуса и Иеронима). Итак, посредством реформации даровал им Бог белые одежды т. е. оправдал их.
7. Каким сильным было свидетельство об истине в пятой печати — периоде реформации? Дан. 11, 32 втор. ч.
— Свидетельства Цвингли и Елампадиуса в Швейцарии: «Ясные и определенные доказательства реформатора,
|
|
представленные так кротко и скромно сделали то, что народ с отвращением отвернулся от хвастливых и гневных слов Эска (прелата Рима). Этот диспут принес свои добрые плоды. Он послужил сильным толчком в деле продвижения протестантизма и через самое короткое время такие центральные города как Базель и Берн стали реформаторскими». (ВБ. 171. 172).
— Успех реформации в Германии: «Когда римское духовенство увидело свои пустеющие церкви, оно обратилось за помощью к магистрам и приложило все усилия к тому, чтобы возвратить -своих потерянных овец. Но народ нашел в новом учении то, что питало их душу и отвернулся от тех, которые так долго кормили их ничтожной шелухой суеверных обрядов и человеческих преданий». (ВБ. 184).
8. Были ли мученики за веру и в периоде пятой печати? Матф.10, 23.
«Свет истины проникал повсюду. Преследуемые изгнанники, нашедши где-нибудь гостеприимный угол, останавливались там, и проповедовали о Христе; иногда им это удавалось делать в церкви, а когда не было такой возможности, они проповедовали в частных домах или же на открытом воздухе... Напрасными были все обращения к духовной и светской власти уничтожить еретизм. Напрасно они обращались за помощью к тюрьмам, пыткам, огню и кострам. Тысячи верных детей Божиих отдали свою жизнь за свидетельство истины и работа неуклонно продвигалась вперед». (ВБ.184).