В начало

Творческий процесс на телевидении – функционирование и эволюция телевидения как новой области искусства и средства массовой информации, которые включают в себя не только оригинальные телевизионные произведения, но и транслируемые сочинения смежных искусств. Творческий процесс на телевидении есть соединение усилий профессионалов – журналистов, режиссеров, операторов, композиторов, видеоинженеров, осветителей, художников, которые используют возможности телевизионной техники для создания произведений по законам эстетики и искусства. Соединение аудиовизуальной техники и творческого потенциала авторов передач есть суть творческого процесса на телевидении. Он имеет внутренние связи и закономерности, а также внешние связи с другими, смежными видами искусства. Творческий процесс на телевидении в то же время обусловлен конкретными общественно-политическими и экономическими явлениями в стране.

В отличие от чисто литературного процесса, который опосредованно, через всю прослойку культуры отражает объективные общественные условия жизни, творческий процесс на телевидении непосредственно связан с текущими политическими и иными событиями в обществе. В этом отражается суть телевидения как средства массовой информации. Творческий процесс на телевидении как искусство имеет те же закономерности, как и иные разделы культуры. Творческий процесс на телевидении стимулируется социально-историческими сдвигами в общественном развитии. При этом важно отметить, что творчество на телевидении основывается на собственных традициях, а также на заимствовании приемов, жанров, форм передач и фильмов из опыта других телекомпаний, как отечественных, так и зарубежных. Изучение и обмен творческими планами, конкурсы и фестивали, дискуссии, коллективные просмотры телепередач и обсуждение их, совместное производство программ стимулируют творческий процесс на телевидении.

Творческо-производственное объединение на телевидении. В том случае, если учредителем творческо-производственного объединения выступает государственная телерадиокомпания, это объединение может называться государственным предприятием.

ТПО имеет свой устав, утвержденный учредителями, является юридическим лицом и осуществляет свои функции в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.1991 г. Оно может состоять из студий, редакций, которые действуют на основе творческой и производственной самостоятельности на хозрасчетных началах.

ТПО действует, как правило, на основе принципов хозяйственного расчета, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, открывает счета в учреждениях банка как на территории Российской Федерации, так и за рубежом, имеет печать, штамп, бланки со своим наименованием и другие необходимые реквизиты. ТПО отвечает по своим обязательствам любым принадлежащим ему имуществом, на которое, согласно действующему законодательству, может быть обращено взыскание. Государство и его органы, а также учредитель не несут ответственности по обязательствам предприятия, а предприятие не несет ответственности по обязательствам государства, его органов и учредителя.

Телевещатель – физическое или юридическое лицо, которое составляет телепрограммы для приема всеми и каждым и транслирует их или же предоставляет их третьему лицу для полной и неизменяемой трансляции.

Телевидение – создание и массовое распространение аудиовизуальной информации в определенной системе взаимодействия с аудиторией. Под аудиовизуальной информацией понимается любое предоставление в распоряжение населения или отдельных лиц средствами телевизионной техники знаков, сигналов, изображений, звуков или иных сообщений, не носящих характер частной корреспонденции. В понятие «телевидение» входят трансляции, передача или прием знаков, сигналов, надписей, изображений, звуков или сведений любого рода посредством проводной связи, оптических систем, радиотехники или иных электромагнитных систем. Все это делает телевидение одним из важнейших средств массовой информации.

Телевидение и государство. На разных стадиях развития телевещания отношения между ветвями власти и телевидением менялись. Все страны Европы начинали с правительственного контроля над вещанием, уступая затем его парламенту. В то время считалось, что парламентский контроль – наиболее демократичный способ регулирования вещания. Однако партийные и политические трения внутри парламентов отрицательно сказывались на вещании.

Сегодня, в условиях смешанного вещания и роста числа телеканалов политические трения вокруг вещания затихают, и все приходят к выводу, что лучше всего делегировать контроль над вещанием общественности, а непосредственное руководство им – профессионалам. Би-би-си в Англии осуществила это давно, раньше других.

Телевидение и журналистика. Возникшая на стыке разных наук – социологии, социальной психологии, искусствоведения – теория телевидения тесно связана с теорией журналистики. Журналистика, которая предстает в современном обществе как литературно-публицистическая деятельность в печати, на радио и телевидении по сбору, обработке и распространению социальной информации, имеет свои закономерности, обобщенные теорией журналистики. Предметом теории журналистики и становятся принципы, жанры и формы литературно-публицистической, творческой деятельности человека в системе средств массовой информации. Предметом теории телевидения являются общие закономерности формирования системы телевидения, принципы и особенности ее функционирования, связь с другими средствами массовой информации, взаимодействие с аудиторией. Объектом теории журналистики является деятельность журналиста, объектом теории телевидения – функционирование системы телевизионного вещания.

Телевидение и кино. Эволюция телевидения во многом повторяет историю развития кино: рождение искусства из недр техники. Есть много и других общих черт: двухмерность изображения и опосредованное, через экран, восприятие его человеком; единый подход к решению всякий раз заново стоящей задачи и во многом единые художественные средства ее решения; общие возможности и общий зритель, особенный в том смысле, что артисты, режиссеры кино и телевидения обращаются к нему не со сцены, а с экрана.

Кино и телевидение используют изображение и звук, причем звук – комплексно: живую человеческую речь, «язык вещей», музыку. Другие выразительные средства кино – монтаж, ракурс, план – присущи и телевидению. Однако, обладая языком кино, телевидение имеет в то же время свойство создавать «эффект присутствия», то есть телеэкран способен передать образ происходящего в настоящий момент.

Телевидение широко использует произведения художественного и документального кинематографа в своих программах и, в свою очередь, оказывает влияние на кинематограф. С развитием телевидения, его способностью показывать «мир таким, как он есть» исследователи кинематографа связывают всемирную волну документализма в кино, в том числе и в игровом. Кинематограф – и художественный и документальный – воспринимает от телевидения его публицистичность, которая обогащает восприятие произведений искусства.

С телевидением связывались и поиски кинематографистов в области монтажа. В отличие от традиционного, «новый» монтаж выглядел нарочито незамысловатым, небрежным, как случайное сцепление кадров и эпизодов, а более свободные ассоциации должны были стимулировать аналитическую деятельность зрителя.

Наконец, существует еще один чисто телевизионный прием в кинематографе: длинные, не прерываемые монтажом монологи на камеру, почти не встречающиеся ранее в игровом кино. Такие закономерности усвоения кинематографом опыта телевидения распространяются и на отдельные выразительные средства, и на эстетику кино в целом.

Телевидение и литература – разные роды искусства. Литература оперирует словом, телевидение, кроме слова, – зрительным образом и звуком. Любая телевизионная экранизация не может полностью охватить все линии сюжета, представить все богатство человеческого духа, тончайшие оттенки психологии, внутренний поиск героев, т.е. то, что составляет преимущество и особенность литературного художественного произведения, что невозможно перенести впрямую на телеэкран, особенно если речь идет об экранизации такого литературного жанра, как роман. Телевидение должно было предложить свой равноценный эквивалент, который оперировал бы собственными, специфическими средствами. И такой эквивалент был найден. Взаимодействие литературы и телевидения, романа и телепрограммы привело к появлению многосерийного телефильма. Многосерийность является именно тем свойством, которое вытекает из самой сути непрерывности, поточности телевизионных программ.

Телевизионное зрелище не является полностью самостоятельным, даже если та или иная передача выделяется из общего потока. Телевизионное зрелище само по себе и есть общий поток, за которым на протяжении многих вечеров наблюдает зритель. Все остальные виды искусств характеризуются прерываемостью. Создав многосерийный фильм, телевидение оказалось способным осуществить своими специфическими средствами экранизацию и такого крупномасштабного литературного жанра, как роман. Удачная экранизация на телевидении дает новую жизнь литературному произведению и в большинстве случаев возбуждает всеобщий интерес к книге. Однако бывает и обратное явление.

Экранизация литературного произведения на телевидении есть перевод одного и того же сочинения с вербального языка на язык визуальный, из одного вида искусства – в другой. Причем в экранизации возможны и новые сюжетные линии, и новые персонажи, и временные изменения в развертывании действия, и другие отступления от первоосновы. Такой переход произведения из одного искусства в другой можно сравнить с переводом стихов с одного языка на другой, когда существуют дословные подстрочники, но нужен оригинальный талант поэта-переводчика, чтобы стихотворение стало произведением искусства на другом языке.

Телевидение и печать. Личностный характер телевизионных сообщений не может служить предлогом для противопоставления информации, полученной средствами телевидения, и печатного сообщения. Газета – орган коллективного разума. Ее сообщение анонимно, так как на страницах газеты видно дело, о котором пишут, но не видно человека, который пишет.

Телевидение дает возможность увидеть и дело, и того, кто о нем говорит. Это свойство телевидения можно определить как персонификацию, но такое определение относится только к средству, а не к источнику информации. Персонификация позволяет нести людям информацию с позиции «анонимного издателя» в тех целях и в том направлении, которые им определены. Личность, выступающая по телевидению, проявляет свое отношение к той или иной проблеме, свои знания, чувства, умение общаться. Совпадение принципиальных позиций личности информатора и источника информации не обедняет, а обогащает информацию.

Печать, как известно, позволяет читателю самому устанавливать темп восприятия и порядок отбора информации, создает возможность неоднократного обращения к одному и тому же тексту или углубленного его анализа. Письменное слово превосходит устное в передаче сложного содержания, но уступает последнему, если содержание простое.

Телевидение и политика. Благодаря телевидению происходит персонификация политики: население узнает не только теоретические постулаты того или иного политического объединения, но и облик его лидера, интересуется его характером, образом мыслей и жизни. Телевидение содействует созданию нового, публицистического облика политика. От умения держаться, выступать, вести дискуссию, общаться с телезрителями во многом зависит судьба политика и его партии. Политики ищут новые пути общения с телевидением: они устраивают пресс-конференции, телевстречи, интервью, беседы на телеэкране, стремятся овладеть законами телевизионной публицистики. У современного политика появилась новая область деятельности – работа со средствами массовой информации, и, прежде всего – с телевидением. В политике используется новая лексика, которая принята в СМИ, где рождаются новые термины. Возник новый тип телевещателя, обладающий большим влиянием, порой и политической властью, что нередко склоняет его к использованию новых преимуществ его телепрофессии в собственных интересах.

Журналистская профессия имеет ряд правовых гарантий, определенных законами, а также ряд привилегий, связанных с добыванием и распространением информации. Все это выделяет журналистов и СМИ в отдельную ветвь власти – в четвертую. Но эта власть, не предусмотренная никакой Конституцией, формально не подлежит никакому контролю, в отличие от других ветвей власти, каждая из которых имеет свои функции и ответственность, определенные Конституцией страны и другими законами. Тем не менее, журналист не должен мнить себя вершителем судеб человечества: он посредник между обществом, государством и гражданином.

Телевидение и радиовещание. В поисках образно-выразительных звуков телевидение стремится активно использовать достижения радиовещания в создании акустических образов, которые сами по себе оказались способными вызывать у слушателей зрительно-пластические ассоциации. Однако в области работы со звуком телевидению еще предстоит сделать многое.

Телевидение во многом восприняло формы своей деятельности от радиовещания. Оба эти канала информации обладают многими сходными качествами: оперативностью, превосходящей оперативность газеты, особой документальностью, достоверностью информации, способностью донести ее до миллионной аудитории, что называется, из первых уст.

Специфические особенности радио:

ü звучащее слово и акустическая картина в передачах;

ü возможность сообщать о ходе события непосредственно в момент его свершения;

ü прямое обращение практически к неограниченной аудитории.

Выступлениям по радио присущи достоинства устной речи: ее строй, образность, интонации. Построение устной речи подчинено определенным правилам, отличным от правил письменного слова. Радио удержало первенство и в оперативности сообщений о событиях в стране и за рубежом, вышло вперед по объему распространения музыкальной культуры.

В ходе взаимодействия с телевидением радиовещание переходит к более узкой специализации отдельных программ с четко выраженным профилем вещания (информация, музыка, развлечения, просвещение и образование), а также к ориентации на определенные группы аудитории, объединенные общими вкусами, т.е. получает развитие адресное вещание. Будущее радио во многом связано с совершенствованием наиболее распространенных видов программ - информации и музыки, с активизацией вещания в раннее утреннее и позднее вечернее время, в те часы, когда наименее интенсивно идет просмотр телевизионных передач. Важное значение и для радио, и для телевидения приобретает координация радио- и телевизионного программирования, дальнейшее развитие местного вещания, а также использование обратной связи (письма, телефон, участие зрителей и слушателей).

Телевидение и религия. В условиях новых законов о свободе совести меняются отношения между государственным телевидением и религиозными организациями. Телевидение должно предоставлять одинаковые возможности для изложения своих взглядов представителям различных религиозных верований. Оно открывает для себя новую область вещания – вовлечение в духовный оборот тех ценностей культуры (в области изобразительного искусства, музыки и т.д.), которые раньше были исключены из гражданской жизни как носители чуждой (религиозной) идеологии. Это целый пласт истории, культуры, духовной жизни, появление которого в программах телевидения расширяет возможности духовного развития человека, обогащает его внутренний мир.

При этом государственное телевидение должно соблюдать чувство меры, не становиться местом отправления религиозных обрядов, не впадать в крайность при пропаганде религии одного направления без учета национальных, исторических и иных особенностей своей аудитории.

Телевидение и театр имеют общие идейные истоки, цели, задачи и строят свои отношения, исходя из единых принципов. Но в процессе их взаимодействия, распространения идейно-эстетических ценностей обнаруживаются особенности и преимущества каждого. Театр дает зрителю ощущение непосредственного контакта с актерами, так как просмотр пьесы идет в особой атмосфере театрального зала, а зритель видит спектакль в трех измерениях. Спектакль, показываемый по телевидению, теряет эти преимущества, но приобретает другие: он доставляется на дом, его могут смотреть миллионы людей, которые, быть может, никогда не смогли бы побывать в этом театре.

Искусство театра преходяще: уходят артисты, «стареют» и сходят со сцены спектакли. Телевизионная пленка может сохранить их на века. Но цель телефильма-спектакля заключается не только в том, чтобы сохранить для будущих поколений вдохновенную, филигранную игру выдающихся актеров, живой трепет театрального представления и дыхание зрительного зала в лучших, художественно значимых спектаклях. Целью здесь является создание нового художественного произведения, эквивалента, а иногда и параллельного варианта театрального спектакля, существующего в ином, телеэкранном пространстве и измерении.

Специфика телеэкрана, на котором лица театральных героев могут быть рассмотрены в мельчайших нюансах и движениях внутренней жизни, обязывают актера особенно психологически тонко рассмотреть детали костюма, декорации, грима, что, естественно, предъявляет повышенные требования ко всем создателям театрального представления.

Телевизионная антенна – устройство для передачи или приема высокочастотных радиосигналов, включающих в себя как сигналы изображения, так и сигналы звукового сопровождения. Антенны могут быть индивидуального или коллективного пользования.

Телевизионная биржа – принципиально новая коммерческая и творческая организация, созданная совместными усилиями государственного, коммерческого, кабельного телевидения и «Видеофильма». Она объединяет в себе товарную и фондовую биржи телевидения, а также биржу труда (телевизионная техника, материалы, недвижимость; готовые телефильмы и видеопрограммы; съемочные группы и актеры; продажа телевизионного времени услуг). Международная телебиржа берет на себя функции организатора совместных производств, международных «мостов», фестивалей, семинаров и конференций, а также объединяет всех зарубежных корреспондентов телевидения в Москве.

Телевизионная камера – устройство для преобразования оптического изображения объекта в видеосигнал. Камера состоит из объектива, передающей трубки, генератора развертки, видеоусилителя.

Телевизионная передающая трубка – электронно-лучевой прибор для преобразования светового изображения в видеосигнал. Основной узел телекамеры.

Телевизионная сеть может быть основана на различных формах собственности – государственной, общественной, муниципальной, коллективной, частной. Создание и эксплуатация телевизионных центров и станций, участие в подготовке телепрограмм для различных телевизионных каналов осуществляется свободно, в условиях творческой состязательности, соревнования программ, фильмов и передач, авторских замыслов и сценариев.

Телевизионное информационное сообщение – краткое известие о событии, факте, человеке в устном изложении или снятое на кино- и видеоленту.

Телевизионное обозрение – видеозапись двух и более сюжетов на разные темы, но объединенных единством времени (за месяц, за неделю), пространства (в стране, в области, в мире) или во времени и пространстве.

Телевизионный журнал – видеозапись двух или более тематически самостоятельных разножанровых сюжетов, объединенных единым сценарным планом, адресованных одной аудитории, с возможным оригинальным комментарием ведущего. Основными признаками этих программ являются: адресная направленность, ориентация на определенную аудиторию; постоянное место (время показа) в эфире; постоянный объем, периодичность выхода в эфир; наличие рубрик; динамичность; фирменное оформление; присутствие ведущего. Каждый из этих признаков по-своему определяет характер программы, а вместе они предоставляют журнальной форме большие возможности для целенаправленного и разнообразного отражения действительности: систематичность выхода в эфир, коммуникативную направленность, цикличность, многожанровую разработку темы, всестороннее рассмотрение проблемы, разнообразное использование арсенала выразительных средств вещания.

Телевизионный клуб – массовое многожанровое действие участников в замкнутом пространстве (трансляция или видеозапись), единое во времени с последующим монтажом и иллюстрациями в соответствии с литературным сценарием («Голубой огонек», «Песня года», «Счастливый случай», «КВН»).

Телевизионный сюжет – краткое сообщение о событии, записанное на видео- или кинопленку, с драматургическим ходом, позволяющим раскрыть общественное значение конкретного события или явления.

Телевизионный технический центр – телестанция для создания телевизионных произведений – прямых и в записи. Основные структурные подразделения телецентра: аппаратно-студийный комплекс, включающий телестудию и техническую аппаратную с видеозаписью, телекино, звукозаписью, а также электросиловой, вспомогательный и другие цехи.

Телевизионный фильм – сюжетное произведение, запечатленное на видео- или кинопленке, использующее специальные съемки или архивную кинохронику, основанное на литературном сценарии. Телефильмы независимо от вида записи могут делиться на хроникальные, документальные, художественные, публицистические, научно-популярные и т.п.

Телевизионный художник. На телевидении очень часто возникает необходимость передать в одном или двух рисунках содержание, основные идеи, наиболее важные аспекты или даже общую атмосферу той или иной программы. Для успешного, решения этой задачи художник должен обладать острым видением предмета изображения, сильно развитым художественным чутьем, способностью изобразить абстрактные идеи в зрительных образах.

Для телевизионного художника важно иметь работы в рекламе, в издательском и полиграфическом деле (иллюстрирование и макетирование книг, изготовление шрифтов), в фотографии, в художественном оформлении спектаклей, кинофильмов. Он должен находить нужное сочетание своей передачи с различными видами телевизионных программ, с теми материалами и реквизитом, из которых изготовляется художественное оформление.

Для художника телевидения очень ценным является умение мастерить всевозможные модели и конструкции с помощью бумаги, картона, фанеры, клея и других материалов. Эти модели и конструкции не только используются в программах сами по себе, но могут и послужить основой для изготовления фотоснимков, комбинированных заголовков. Кроме трехмерных объемных моделей художнику приходится конструировать специальное студийное оформление. Знание этого специфического для телевидения искусства поможет ему мыслить «по-телевизионному», умело и наиболее целесообразно использовать огромные возможности передающих камер для достижения нужного эффекта.

Телевизор – радиотехническое устройство для приема телевизионных передач – изображения и звука. Простейший телевизор включает в себя: приемники теле- и звуковых сигналов, системы кадровой и строчной развертки, электронно-лучевую трубку (кинескоп), на экране и акустической системе которого воспроизводится изображение и звук.

Телевикторина (телеконкурс) – сложнокомпозиционная и многожанровая передача с участием зрителей и ведущего, основанная на импровизации и игровых элементах, с использованием кинофрагментов, театральных и музыкальных номеров, (иногда с домашними заданиями зрителям). Основой создания телевикторины являются литературный сценарий (сценарный план) и режиссерская разработка передачи в целом и отдельных ее компонентов.

Телеиновещание – организация телевизионных трансляций на территорию зарубежных государств. Особенностью телеиновещания из России является реализация следующих задач:

Ø распространять русскую культуру и духовные ценности других народов, населяющих Россию, за рубежом;

Ø помогать зарубежной аудитории понять и оценить позицию и шаги руководства России во внутренней и внешней политике;

Ø устанавливать через эфир постоянную связь проживающих за рубежом русских, русскоязычных людей с их Родиной;

Ø поддерживать экономические инициативы, касающиеся импорта и экспорта, разъяснять их деловым людям из-за рубежа.

Телемарафон – многочасовая, непрерывная телепередача, посвященная одной крупной социальной проблеме, в которой принимают участие многие коллективы, частные лица, организации. Как правило, основное действие происходит в одном зале с публикой, куда на встречу приходят участники марафона; в передачу включаются различные города одной страны, ряда государств. В таком случае телемарафон становится международным. Телемарафон может состоять из нескольких телемостов.

В телемарафоне большая роль принадлежит ведущему или ведущим программы, от умения которых соединить разнохарактерные сюжеты, выступления во многом зависит успех и эффективность марафона.

Телемост – телевизионная передача, в которой ее субъекты находятся не в одной, а в разных местностях. Преодоление физического пространства происходит в ходе самой-передачи с помощью телевизионной техники, наземных, космических и иных средств связи. Диалог на расстоянии, одновременное действие разных участников из различных пунктов города, страны, мира.

Телерадиовещание. В Законе определено, что телерадиовещание осуществляется телерадиокомпаниями, обладающими лицензией на вещание, посредством использования ими собственных либо арендуемых технических средств связи. При распространении сообщений и материалов телерадиокомпании другим средством массовой информации ссылка на телерадиокомпанию обязательна.

Телерадиовещание спутниковое. Цель системы спутникового телерадиовещания:

а) обмен телерадиопрограммами между субъектами Российской Федерации;

б) распространение зарубежных телерадиопрограмм в Российской Федерации;

в) распространение в отдельных регионах или по всей территории Российской Федерации телерадиопрограмм для приема индивидуальными приемниками;

г) организация платного приема телерадиопрограмм в Российской Федерации и за рубежом.

Телезрители вправе свободно принимать телерадиопрограммы, в том числе зарубежные, передаваемые со спутников связи.

Телерадиофонд – собрание аудиовизуальных материалов, в задачу которого входит хранение, обработка и использование звуковых и изобразительных архивов государственного телевидения и радио. Редакции и творческие объединения пользуются приоритетными правами на аудиовизуальные архивы, в создании которых принимали участие. Телерадиофонд имеет права юридического лица и может заключать соглашения с другими юридическими и физическими лицами о хранении и использовании их аудиовизуальных архивов, о выделении своих материалов. В задачи Телерадиофонда входят:

Ø систематизация, отбор, каталогизация, реставрация фондовых записей;

Ø исследование аудиовизуального производства, создание антологий, сборников архивных видео документов;

Ø содействие обучению, повышению квалификации работников телевидения и радиовещания на лучших материалах «золотого фонда» телевидения.

Телеспектакль – видеозапись художественной постановки, созданной:

ü по оригинальной пьесе, написанной по заказу телевидения;

ü по литературному сценарию (по мотивам опубликованного произведения);

ü по опубликованному драматургическому произведению.

Главным свойством телеспектакля является наличие игрового элемента. Телеспектакль не скован пространственными рамками, допускает натурные досъемки.

Тенденции развития мирового телевидения:

а) сокращается доля государственного или общественного вещания в объемах телепросмотра до 40–50%;

б) не создаются крупные государственные и негосударственные телекомпании и расщепляются телемонстры, они делятся также на телевидение и радио. Так произошло во Франции с ОРТФ, в Финляндии с Юлейсрадио;

в) растет число коммерческих телеструктур. Ни пугаться, ни удивляться этой общей тенденции не следует: во всех средствах массовой информации крупный капитал имеет свои издания, что создает разнообразие и плюрализм мнений и оценок в обществе, избравшем путь демократического развития.

Реорганизация государственного телевидения в Европе проходит на основе законов, принятых парламентами. Остальные меры, такие, как постановления правительств допустимы, но как временные. Во всех, или почти во всех странах Европы, признают, что государственные телеканалы общественно необходимы, ибо:

а) они обслуживают все слои населения от детей до пенсионеров, а коммерческие обслуживают массовую аудиторию и, как правило, не делают передач для детей, слабо защищенных и т.п.;

б) они защищают и развивают национальную культуру, традиции, преследуют просветительские цели;

в) они объединяют народы страны вокруг центральной власти и единой национальной идеи.

Это общие тенденции развития мирового телевидения, которые нельзя игнорировать и не учитывать, ибо вещание России все больше вовлекается в общий мировой информационный процесс.

Техническая база телевидения состоит из двух комплексов:

а) техника для записи, монтажа, воспроизведения изображения и звука с помощью средств видео и кино, сосредоточенная в телецентрах;

б) техника передачи телевизионного, изображения и звука на расстояние. Сюда относятся кабельные и радиорелейные линии, функционирующие в системе Министерства связи, а также космические средства связи, состоящие из спутников связи и наземных ретрансляторов (системы космической связи – «Орбита», «Москва», «Молния», «Теликон», «Экран» и др.).

Технические средства телевидения – оборудование, обеспечивающее подготовку телепрограмм и их передачу на технические средства связи.

Тон-ателье – помещение, где находится все техническое оборудование, необходимое для подготовки звуковой части передачи: магнитофоны, проигрыватели, микшерный пульт. Здесь происходит запись, монтаж, наложение одного звука на другой, переход от одного звука к другому.

Традиции и новаторство в творчестве на телевидении. Несмотря на свою относительную молодость, творческая жизнь на телевидении уже имеет свои традиции и проявляет постоянное новаторство. Это характеризует преемственность и обновление творческого процесса, меняющие соотношение между тем, что наследуется, и тем, что создается вновь.

К традициям отечественного телевидения можно отнести бережное отношение к телевизионному воплощению произведений смежных искусств, любовь и прямым трансляциям без предварительной видеозаписи, стремление к авторскому комментарию, к дискуссионным, диалогичным формам и жанрам телепередач. Жизненная сила традиций особенно проявляется в передачах, идущих по телевидению десятилетиями – в таких, как «Клуб кино-путешествий», «КВН», «Кинопанорама», «Сельский час», «Что? Где? Когда?», «Здоровье», «Человек и закон», «Спокойной ночи, малыши» и др.

Новаторство на телевидении во многом связано с новыми возможностями телевизионной техники – компьютерной графикой, рирпроекцией, с широким набором спецэффектов. Появились новые передачи с участием в кадре телезрителей – «Тема», «Поле чудес», «Пресс-клуб», «Встречи в Концертной студии Останкино» и т.п., а также многочисленные викторины, конкурсы, состязания. Развитие этих жанров выражается прежде всего в том, что зрители все реальнее и активнее участвуют в действии во время телепередачи, вовлекая в это действие телеаудиторию.

Каждое новое поколение работников телевидения приносит в творчество свой вклад. Важно при этом знать, ценить, использовать накопленные предшественниками ценности.

Трактовая репетиция. Тракт – это канал, по которому подаются изображение и звук. Трактовая репетиция проводится в студии с использованием технических телевизионных средств. Ей предшествуют обычные репетиции, которые могут проводиться в специальных залах или в студии, но без технического оборудования. Во время трактовой репетиции в работу включается телевизионный оператор.

Трансляция телепрограмм – первичная передача телепрограмм, предназначенная всем и каждому, через передатчики наземных частот, по кабелю или через спутники любого вида в закодированном или незакодированном виде.

Трансфокатор телекамеры – вариообъектив, который позволяет менять угол зрения; при ввертывании линзы камера, оставаясь, на месте, создает кадр с расширенным обзором, обеспечивает общий план. Там, где невозможен быстрый отъезд или наезд камеры, пользуются трансфокаторами. Регулировка вариообъектива позволяет осуществлять быстрые броски внимания зрителя с общего плана на крупный того объекта, который в данный момент играет решающую роль в ходе передачи.

Требование к держателям лицензий на неэфирное телерадиовещание. Держатель лицензии на кабельное, проводное или иное неэфирное телерадиовещание, имеющий технические возможности и лицензию на вещание по пятнадцати и более каналам распространения, обязан предоставлять за плату один канал – для государственного федерального держателя лицензии, один канал – для государственного регионального держателя лицензии, один канал – для общественного держателя лицензии и один канал вещания оставить резервным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: