Раскрытие инновационного потенциала работников является основой новаторства и требует создания условий для выработки инновационных предложений, генерирования новых идей. С этой точки зрения важно рассмотреть факторы, поддерживающие, усиливающие или блокирующие, препятствующие новаторской деятельность персонала.
Отрицательный для нововведений климатхарактеризуется:
· неопределённостью функций;
· недостаточной заинтересованностью в инновационной деятельности персонала в целом и руководителей всех уровней;
· ограничениями в системе коммуникаций, недостатком открытости и доверия;
· недостаточной компетентностью руководителей;
· неумением организовать межличностные отношения;
· автократическим принятием решений.
К факторам, блокирующим новаторскую деятельность, относятся:
· недоверие менеджеров к выдвигаемым снизу новым идеям;
· необходимость множества согласований по новым идеям;
· вмешательство других отделов в оценку предложений незамедлительную критику и угрозы увольнения в связи с допущением ошибок;
|
|
· контроль за каждым шагом новатора;
· кулуарное принятие решений по инновационному предложению;
· передачу нижестоящим руководителям указаний, сопровождаемых угрозами;
· возникновение у вышестоящих руководителей «синдрома всезнающих экспертов».
Факторами, поддерживающими новаторскую деятельность, можно считать:
· представление необходимой свободы при разработке новшеств;
· обеспечение новаторов необходимыми ресурсами и оборудованием,
· поддержку со стороны высшего руководства;
· ведение дискуссий и обмен идеями;
· поддержание эффективных коммуникаций с коллегами, другими подразделениями, вузами и внешними научными организациями;
· создание системы морального и материального стимулирования новаторства;
· доброжелательность в деловой критике;
· отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
· углубление взаимопонимания работников.
К факторам, усиливающим новаторство, относят:
· создание возможностей для саморазвития и повышения квалификации;
· сочетание в системе обучения специальных знаний и многодисциплинарной подготовки;
· свободное выражение собственного мнения о проводимых изменениях;
· поощрение совмещения профессий, ротация персонала;
· преодоление барьеров и «размывание границ» между разными видами работ и функциональными обязанностями;
· доступность содержательной деловой информации;
· проведение регулярных совещаний рабочих групп;
· логичную аргументацию необходимости изменений и реорганизаций, постоянную поддержку атмосферы доверия и восприимчивости к переменам.
|
|
Конечно, создание благоприятного инновационного климата, благодаря которому каждый сотрудник был бы способен проявлять инициативу, делиться с другими информацией или опытом, нести ответственность за поставленные задачи, требует значительных и целенаправленных усилий. Нововведения в управлении персоналом через соответствующие кадровые технологии должны быть направлены на формирование работника современного типа, обладающего целой группой качеств инновационного характера.