Раздел 1. Общие вопросы теории психического развития

Тема 1. Предмет и задачи детской и возрастной психологии

Детская психология - наука о факторах, закономерностях и условиях психического развития ребенка. Филогенез и онтогенез человеческой психики. Познание детства как научная проблема. Исторические и социально-психологические аспекты изучения мира детства: положение детей в обществе, их социальный статус и взаимоотношения с взрослыми, специфика детского мироощущения, внутренний мир ребенка. Образы детства в художественной литературе, искусстве и массовом сознании. Социальные установки, отношение к детям и к детству в разных культурах, эволюция понятия и образа детства.

Детская психология как раздел возрастной психологии. Связь детской психологии с другими науками: общей и педагогической психологией, философией, социологией, педагогикой и частными методиками, генетикой и возрастной физиологией.

Тема 2. Методы возрастной психологии

Общие методологические принципы изучения психики в свете философской концепции исторического и диалектического материализма. Основные пути исследования в психологии развития: «поперечные» и «продольные» срезы, изучение развития отдельных сторон психики в процессе их активного формирования, комплексные исследования. Планирование и построение этапов исследования психики развивающейся личности.

Методы изучения психики детей и подростков. Наблюдение, его виды. Цель и условия наблюдения. Процесс и техника наблюдений, способы их фиксации. Эксперимент в возрастной психологии, его виды. Основные признаки эксперимента. Специфика использования лабораторного, естественного и формирующего эксперимента в детской психологии. Построение формирующего эксперимента: выдвижение гипотезы, выявление фактического состояния и уровня изучаемого процесса, разработка плана активного психолого-педагогического воздействия, выбор методик, формирование изучаемого явления в процессе специально организованного экспериментального обучения, обработка результатов, сравнение данных констатирующего, формирующего и контрольного этапа.

Тема 3. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе,

анализ теорий психического развития

Возникновение детской психологии как самостоятельной отрасли знания. Первые систематические наблюдения за дeтьми. Экспериментальная детская психология. Генетическая психология.

Анализ концепций и теорий психического развития. Биологизаторская концепция развития психики: теория рекапитуляции Ст. Холла, биогенетический закон Э. Геккеля, теория трех ступеней К. Бюлера, теория эмпирического эволюционизма А. Гезелла. Социологизаторская концепция развития психики: теория научения Э. Торндайка, Б. Скиннера, Н. Миллера, К. Халла. Бихевиоризм Дж. Уотсона. Теория конвергенции двух факторов В. Штерна Концепция социального научения. Психоаналитические теории детского развития: 3. Фрейд, М. Клейн, А. Фрейд. Идея спонтанного развития психики в трудах Ж. Пиаже, К. Левина, А. Валлона. Эпигенетическая теория Э. Эриксона.

Теория культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского. Вопросы теории развития психики в трудах А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина. Движущие силы психического развития личности в свете законов диалектики.

Тема 4. Факторы психического развития, механизмы социализации психики ребенка

Предпосылки, источники и условия психического развития. Наследственные особенности, природные свойства организма и процессы созревания как предпосылки психического развития. Значение социальных условий и ближайшей микросреды в развитии ребенка. Психическое развитие как процесс приобщения ребенка к миру человеческой культуры. Социализация детей и подростков в изменяющемся мире. Воспитание, обучение как частные субпроцессы социализации. Механизмы социализации. Половая социализация. Особенности социализации мальчиков и девочек. Психическая депривация в детском возрасте. Причины и виды депривации; преодоление психической депривации.

Психическая активностьребенка, взаимодействие ребенка со средой - условие его развития. Психическое развитие и деятельность.Ведущая деятельность и ее роль в развитии психики (А.Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн). Проблема интериоризации в детской и возрастной психологии, происхождение внутренней психической деятельности из деятельности внешней (Л.С. Выготский). Психическое развитие и обучение.Роль обучения и воспитания в психическом развитии ребенка. Проблема соотношения обучения и развития. Л.С. Выготский об опережающей роли обучения в развитии и «зоне ближайшего развития». Сензитивные периоды в развитии психики ребенка. Проблема взаимосвязи психического развития и обучения в современных психологических теориях (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Дж. Брунер, Л.В.Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.)

Психическое развитие и общение.Генезис потребности в общении. Изменение мотивов и средств общения. Основные формы общения ребенка с взрослыми: ситуативно-личностное, непосредственно-эмоциональное общение; ситуативно-деловое, предметно-действенное общение; внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное общение (М.И. Лисина). Влияние общения на развитие личности ребенка.

Тема 5. Возрастная периодизация психического развития

Общая характеристика возраста. Календарный возраст и уровень психического развития. Кризисные периоды психического развития, причины возрастных кризисов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.). Обострение противоречий между возросшими физическими и психическими возможностями ребенка и сложившимися видами взаимоотношений с окружающими людьми как основная движущая сила развития. Возникновение новообразований в психическом развитии как результат разрешения противоречий. Изменение социальной ситуации развития. Появление новых видов деятельности. Смена ведущего вида деятельности как показатель перехода на новый этап психического развития. Возрастная сензитивность (Л.С. Выготский, Н.С. Лейтес). Неравномерность психического развития, ее причины. Акселерация. Отставание в психическом развитии как результат педагогической запущенности, сенсорных дефектов, умственной недостаточности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: