Тема 1. Предмет педагогической психологии и ее структура
Предмет педагогической психологии и ее место в системе наук. Соотношение педагогической психологии с общей, возрастной, социальной, психологией развития, детской, социальной, дифференциальной психологией, патопсихологией и другими отраслями психологической науки. Задачи педагогической психологии (теоретические и практические). Актуальные проблемы современной педагогической психологии.
Структура педагогической психологии (психология обучения, психология воспитания, психология педагога). Разделы педагогической психологии, обусловленные возрастными особенностями воспитуемых и обучаемых. Роль педагогической психологии в гуманизации и оптимизации воспитания и обучения на всех этапах системы непрерывного образования.
Тема 2. Методы педагогической психологии
Методологические основы педагогической психологии. Основные принципы и стратегии, используемые в педагогической психологии. Проблема объективных изменений и оценки психологических аспектов обучения и воспитания, профессиональной деятельности педагога, ее эффективности. Характеристика основных методов педагогической психологии (наблюдение, эксперимент, анкетирование, беседа, контент-анализ, тестирование и др.). Требования к исследованиям в области педагогической психологии. Этапы психологического исследования. Перспективы исследования в сфере педагогической психологии.
Тема 3. Становление и развитие педагогической психологии
Подходы к проблеме исследования истории педагогической психологии. Народная педагогика и педагогическая психология. Причины возникновения педагогической психологии.
Основные этапы развития педагогической психологии. Общедидактический этап (середина XVII - конец XIX в.). Вклад Я.А.Коменского, Ж.Ж. Руссо, Г. Пестолоцци, А. Дистервега, Н.И. Пирогова в создание предпосылок становления педагогической психологии. Проблемы педагогической психологии в трудах К.Д.Ушинского. Вклад П.Ф. Каптерева в развитие педагогической психологии. Вклад С.Т. Шацкого в становление педагогической психологии. Второй этап становления педагогической психологии (конец XIX - начало 50-х гг. XX в.). Оформление педагогической психологии в самостоятельную отрасль психологии. Образование психологических лабораторий при школах: Э. Мейман (Германия), Д. Селли (Англия), А. Бине, Т. Симон (Франция) и др. Формирование педологии. Современное состояние педагогической психологии в Республике Беларусь. Участие психологов в разработке современных национальных программ воспитания и обучения в дошкольных учреждениях («Пралеска» и др.) и школе. Участие педагогических психологов в инновационных процессах в школах и в дошкольных учреждениях. Трудности и перспективы в развитии педагогической психологии в Республике Беларусь.