Процесс разработки решения

Процесс принятия управленческих решений, носит циклический характер, начинается с обнаружения несоответствия параметров плановым заданиям или нормативам и заканчивается принятием и реализацией решений, которые должны это несоответствие ликвидировать.

Проблема является основным элементом каждого процесса принятия решений. Проблема – это в общем случае несоответствие фактического состояния управляемого объекта желаемому или заданному. Сущность процесса разработки решения состоит в выработке плана действий по устранению проблемы.

Проблема всегда связана с совокупностью условий и факторов, которые создают ситуацию, влияющую на организацию.

Проблемная ситуация характеризует проблему, возникшую под воздействием сложившейся ситуации. Описание проблемной ситуации, как правило, включает, во-первых, характеристику самой проблемы - места и времени ее возникновения, сущности и содержания, границ распространения ее воздействия на деятельность организации или ее частей; во-вторых, ситуационные факторы – внешние и внутренние по отношению к организации.

Это дает возможность оценить значение проблемы, наметить временные рамки ее решения и определиться со структурой процесса принятия решений.

Например, если проблема несложная, а ситуационные факторы ясны и управляемы, то процесс принятия решений может быть простым и скорым. Если проблемная ситуация не так очевидна, а ее разрешение неоднозначно, то процесс принятия решений требует структуризации, которая позволит определить этапы и процедуры решения.

Самая простая, “идеальная” схема принятия решений – прямоточное движение от этапа к этапу.

Количество разрабатываемых и рассматриваемых решений (альтернативных вариантов) зависит, прежде всего, от наличия у разработчиков времени, ресурсов, информации.

Процесс разработки решения включает несколько этапов:

1) постановка проблемы;

2) формирование решений;

3) выбор и реализация решения проблемы.

На каждом этапе применяются свои критерии оценки. На первом – целевая установка и степень отклонения; на втором – срок окупаемости капвложений, прирост от них доходов (прибыли), минимизация издержек, максимизация производительности труда и т.д. (причем с учетом фактора времени); на третьем – профессиональная и квалификационная пригодность персонала, наличие необходимого материально-технического обеспечения и т.д.

Описание проблемной ситуации выявляет внешние и внутренние факторы, которые необходимо учесть при принятии решения.

К внутренним факторам можно отнести цели и стратегию развития, состояние портфеля заказов, структуру производства и управления, финансовых и трудовых ресурсов, объем и качество работ (в т.ч. НИОКР). Эти факторы в совокупности образуют организацию как целое, и в большой степени управляемы.

Внешние факторы в меньшей степени управляемы и образуют внешнюю среду организации, которая может быть охарактеризована в настоящее время как сложная, динамичная и неопределенная. Она включает в себя:

а) среду прямого воздействия, включающую поставщиков, потребителей, конкурентов, кредиторов, органы государственной власти и органы местного самоуправления, связанные с деятельностью организации. Они оказывают прямое влияние на деятельность организации, характер возникающих проблем и их разрешение;

б) среду косвенного влияния, включающую факторы, неуправляемые вообще (состояние экономики в целом, уровень научно-технического и социального развития, социально-культурная и политическая обстановка и т.д.). Воздействие этих факторов происходит, например, через наличие и качество рабочей силы, уровень цен и инфляции, производительность труда, доходы покупателей, потребности покупателей и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: