А. Лёша продвигается вперед практически по всем направлениям, связывая частные теории И. Тюнена, А. Вебера, В. Кристаллера и др. Во-вторых, он расширяет предмет теории размещения, переходя от микроуровня (отдельные предприятия и поселения) к проблемам формирования экономических регионов. И, наконец, вершиной учения А. Лёша становится разработка принципиальных основ теории пространственного экономического равновесия.
А. Лёш значительно расширяет состав факторов и условий, рассматриваемых при размещении предприятий и их сочетаний (налоги, пошлины, эффекты монополий и олигополии и т.д.), насыщая теорию размещения всем разнообразием инструментов микроэкономики.
ТЕОРИЯ АБСОЛЮТНЫХ И СРАВНИТЕЛЬНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ А. СМИТА И Д.РИКАРДО
Международная (межрегиональная) торговля рассматривалась классиками политической экономии как способ получения выгоды для каждого участника.
А.Смит полагал, что международное разделение труда целесообразно осуществлять с учетом тех абсолютных преимушеств, которыми обладает та, или иная страна (регион). Каждая страна (региона) должна специализироваться на производстве и продаже того товара, по которому она обладает абсолютным преимуществом.
Если страна (регион) сконцентрирует свои ресурсы на производстве только таких товаров и откажется от производства других, по которым она (он) не обладает абсолюными преимуществами, то это приведет к увеличению объемов производства и потребления товаров в сотрудничающих странах (регионах).
Д. Риккардо продвинулся в теории существенно дальще А. Смита. Он доказал, что абсолютные преимущества представляют лишь частный случай общего принципа рационального разделения труда. Главное – не абсолютные, а относительные (сравнительные) преимущества. Даже страны (регионы), имеющие более высокие производственные издержки по всем товарам, могут выиграть от специализации и обмена благодаря №игре» на разнице издержек.
Из анализа проведенного Д.Рикардо, следует два вывода:
1) выигрыш при обмене происходит не из абсолютного преимущества, а из того, что соотношения издержек в разных регионах различны;
2) производство и потребление всех товаров может быть увеличено, если регионы будут специализироваться на производстве и торговле теми товарами, по которым они обладают сравнительными преимуществами.
К сожалению, имеется масса свидетельств того, что обыденное экономическое мышление по-прежнему тяготеет к представлениям А. Смита, а не Д. Риккардо.