Классификация — разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.
Объект классификации — элемент классифицируемого множества. В товароведении таким элементом выступает товар. Из множества всех товаров
Признак классификации — свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация.
Признаки классификации подразделяются на
телеологические (назначение, применение),
генетические (исходные материалы, сырье, основные компоненты химического состава) и
технологические (конструкция, рецептура, процессы производства, способы отделки или оформления).
Признаки могут иметь качественное или количественное выражение, называемое значением признака классификации.
Целью классификации является систематизация, а также идентификация и прогнозирование свойств товаров.
Систематизация достигается путем установления последовательности и взаимосвязей определенных классификационных группировок, полученных конкретным методом классификации.
Идентификация как установление тождественности наиболее существенных признаков возможна лишь при выявлении этих признаков, характерных для группировок или объектов классификации.
Различают две разновидности метода классификации: иерархический; фасетный.
Иерархический метод классификации — последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки.
Основой деления множества на подмноже ства по основополагающему для данного этапа признаку является ступ ень классификации.
Ступень классификации — этап классификации при иерархическом методе, в результате которого получается совокупность классификационных группировок.
Количество признаков и ступеней определяет глубину классификации.
Теоретически глубина классификации бесконечна, но на практике глубина классификации обычно не превышает 10. Именно такая глубина применяется во многих классификаторах.