Региональная бюджетная система может быть организована таким образом, что все доходы первоначально поступают на верхний уровень, а затем распределяются по нижестоящим бюджетам.
Может существовать и такая региональная бюджетная система, при которой высший и низшие уровни власти законодательно неограниченны в способах формирования своих доходов.
Между этими крайними вариантами располагаются другие схемы, предусматривающие различные количественные пропорции доходных источников, законодательно закрепляемых за тем или иным бюджетом.
В общем виде различают 2 модели организации бюджетной системы:
1) конкурентная модель;
2) кооперативная модель.
Достижение сбалансированности материально-вещественных и финансово-стоимостных пропорций в экономике региона осуществляется путем разработки финансового баланса региона и регионального бюджета.
А. Финансовый баланс региона отражает все имеющиеся в регионе источники финансовых ресурсов и направления их использования.
|
|
Б. Региональный бюджет — инструмент прямого активного вмешательства государственных органов региона в процесс социально-экономического развития региона: его производственной и социальной сфер.
На всех уровнях территориальной системы главным источником финансирования социальных и природоохранных мероприятий, создания социально справедливых условий для проживания на данной территории является региональный бюджет, основным источником пополнения которого служат налоги.
На выбор рациональной экономической политики региона существенное влияние оказывают объективно складывающиеся отношения между уровнем ставок налогообложения и фактическим поступлением налогов в бюджетную систему региона.
Эта связь исследована американским экономистом Артуром Лаффером.
Кривая Лаффера — это зависимость между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений, а также выявляющая налоговую ставку, при которой налоговые поступления достигают максимальных значений.