Деятельность оператора - управление техническими устройствами, непосредственное воздействующие на машины.
Целью деятельности человека-оператора, как правило, является обеспечение функционирования системы «человек – машина», в которую он сам входит, и получение требуемого выходного продукта.
Как особый вид деятельности операторская деятельность сформировалась в связи с достижениями научно - технического прогресса, с развитием сложной техники (систем управления, систем дистанционной связи и т.п.). Развитие техники приводит к тому, что человек постепенно освобождается от энергетических, транспортных и технологических функций; его основными функциями становятся программирование работы машин, управление ими и контроль за их работой. В современном автоматизированном производстве человек переходит от непосредственного участия в технологическом процессе к выполнению подготовительных и контрольных функций.
Общая схема деятельности оператора СЧМ:
мотив | → | цель | → | перцептивные действия (действия восприятия) | ||
¦ | ||||||
мнемические действия (память) | ||||||
¦ | ||||||
мыслительные действия | → | моторные действия | ||||
¦ | ¦ результат | |||||
речевые действия | → |
Механизм психической регуляции деятельности человека имеет сложное строение. Он включает несколько уровней:
|
|
1) уровень ощущений и восприятия;
2) уровень представлений;
3) уровень речемыслительных процессов.
Первый уровень относится к отдельным действиям. Он обеспечивает в основном регуляцию внешних действий, соответствие данного конкретного действия данным конкретным условиям, предмету и орудию труда.
Второй уровень относится также и к внутренним действиям; обобщенность представления (вторичного образа) создает возможность варьирования приемов выполнения действий и их переноса из одних условий в другие.
Третий уровень относится к внутренним действиям (к умственному плану деятельности). Благодаря тому, что в речедвигательных процессах отражаются общие и существенные связи между явлениями, этот уровень обеспечивает возможность предвидения хода событий и планирования деятельности в целом.
Однако в зависимости от конкретных задач тот или иной уровень становится ведущим. Так, при выполнении задачи слежения за движущимся объектом ведущим является первый уровень. При поиске неисправностей в аппаратуре ведущую роль берут на себя второй и третий уровни.
Основными "психологическими составляющими" операторской деятельности является:
|
|
образ - цель; оперативный образ; прогнозирование хода событий; принятие решения; программа (план) действий; восприятие информации об их результатах (обратная связь).
Деятельность оператора в системе «человек — машина» может носить самый разнообразный характер. В общем виде она может быть представлена в виде четырех основных этапов.
1. Прием информации. На этом этапе осуществляется восприятие поступающей информации об объектах управления и тех свойствах окружающей среды и СЧМ в целом, которые важны для решения задачи, поставленной перед системой «человек — машина». При этом осуществляются такие действия, как обнаружение сигналов, выделение из их совокупности наиболее значимых, их расшифровка и декодирование; в результате у оператора складывается предварительное представление о состоянии управляемого объекта: информация приводится к виду, пригодному для оценки и принятия решения.
2. Оценка и переработка информации. На этом этапе производится сопоставление заданных и текущих (реальных) режимов работы СЧМ, производится анализ и обобщение информации, выделяются критичные объекты и ситуации и на основании заранее известных критериев важности и срочности определяется очередность обработки информации. Качество выполнения этого этапа во многом зависит от принятых способов кодирования информации и возможностей оператора по ее декодированию. На данном этапе оператором могут выполняться такие действия, как запоминание информации, извлечение ее из памяти, декодирование и т. п.
3. Принятие решения. Решение о необходимых действиях принимается на основе проведенного анализа и оценки информации, а также на основе других сведений о целях и условиях работы системы, способах действия, последствиях правильных и ошибочных решений.
Время принятия решения существенным образом зависит от множества решений, сложности выбора из множества возможных решений необходимого.
4. Реализация принятого решения. На этом этапе осуществляется приведение принятого решения в исполнение путем выполнения определенных действий или отдачи соответствующих распоряжений. Отдельными действиями на этом этапе являются: перекодирование принятого решения в машинный код, поиск нужного органа управления, движение руки к органу управления и манипуляция с ним (нажатие кнопки, включение тумблера, поворот рычага и т. п.). На каждом из этапов оператор совершает самоконтроль собственных действий. Этот самоконтроль может быть инструментальным или неинструмеитальным. В первом случае оператор проводит контроль своих действий с помощью специальных технических средств (например, с помощью специальных индикаторов контролирует правильность набора информации). Во втором случае контроль ведется без применения технических средств путем визуального осмотра, повторения отдельных действий и т. п. Проведение любого вида самоконтроля способствует повышению надежности работы оператора.
5. Проверка решения и его коррекция (по возможности). Одна из особенностей деятельности оператора - в том, что ему приходится опознавать знаки, соотносить их с собственными представлениями о реальном объекте деятельности, оперировать знаками, выучивать алфавит знаков, правила образования из них сочетаний и пр.
Модель деятельности оператора |
Этапы деятельности человека-оператора:
Наименование этапа | Содержание этапа | Выполняемые действия | Влияющие факторы |
Прием информации | Формирование перцептивного образа | Обнаружение — выделение объекта из фона. Различение — раздельное восприятие двух объектов, расположенных рядом, либо выделение деталей. Опознание — выделение и классификация существенных признаков объекта. | Сложность сигнала, вид и число индикаторов, организация информационного поля, размеры изображений, их технические и физические характеристики. |
Оценка и переработка информации | Формирование оперативного образа | Сопоставление заданных и текущих параметров (режимов) СМЧ. Анализ и обобщение информации. | Способы кодирования, степень сложности информационной моде ли, объем отобрания, динамика смены информации, |
Принятие решения | Формирование последовательности целесообразных действий для достижения цели на основе преобразований исходной информации | Поиск, выделение, классификация и обобщение информации о проблемной ситуации. Построение текущих оперативных образов. Сопоставление и оценка сходства оперативных образов и эталонов. Коррекция моделей. Выбор или построение эталонной гипотезы. Принятие принципа и программы действий. | Тип решаемой за дачи, число и сложность проверяемых логических условий, сложность алгоритма и число возможных вариантов решения. |
Реализация принятого решения | Использование выходных «каналов» человека (двигательного или речевого) | Перекодирование принятого решения в машинный код. Поиск нужного органа управления. Движение руки к органу управления и манипуляция с ним. | Число и тип органов управления, их характеристики (размер, форма и т. д.), совместимость двигательных операций, компоновка рабочего места и т.д. |
Показатели и характеристики операторской деятельности и систем управления:
|
|
1) Воспринимаемый объект;
2) режимы деятельности оператора: наблюдение; наблюдение-коррекция технологического процесса; действия в аварийных ситуациях или при запуске/остановке системы; самостоятельное построение режима деятельности.
3) сложность и скорость процессов;
4) объем информации;
5) ответственность за ошибки;
6) переходы от ожидания к деятельности.
3. НАДЕЖНОСТЬ РАБОТЫ ЧЕЛОВЕКА И СИСТЕМЫ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВОСПРИЯТИЕ, ПАМЯТЬ И ПРОПУСКНУЮ СПОСОБНОСТЬ ОПЕРАТОРА
Разновидности труда оператора:
|
|
Характер деятельности оператора определяется типом СЧМ и способом переработки информации.
1. В зависимости от преобладания того или иногопсихического процесса можно выделить следующие виды деятельности: сенсорно - перцептивную, моторную и интеллектуальную.
В сенсорно - перцептивной деятельности основным является получение информации, ее первичная оценка. Задача решается в сфере восприятия; логическая обработка информации в принятии решения протекает как бы внутри восприятия, а исполнительские действия упрощены. Такая деятельность характерна для операторов-наблюдателей.
Для моторной деятельности характерным является большой удельный вес исполнительских действий; восприятие информации и принятие решения подчинены этой главной задаче. Примером может служить деятельность телеграфистов, операторов ввода информации в ЭВМ и т.д.
В деятельность интеллектуального типа на первый план выступают функции принятия решения, логической обработки информации, производства вычислений. Такая деятельность характерна для операторов-вычислителей, диспетчеров и т.д.
2. В зависимости от соотношения по времени между получением информации и выполнением соответствующего управляющего действия можно различать деятельность оператора с немедленным обслуживанием и деятельность с отставленным обслуживанием.
В первом случае имеет место предъявление небольшого числа сравнительно простых сигналов, что обеспечивает одномоментное восприятие информации и немедленное исполнительское упрощен.
Во втором случае предъявленная информация имеет сложный характер. Процесс ее восприятия и оценки превращается в действие, развернутое во времени и осуществляемое в определенном порядке, т.е. по правилам. В этом случае обработка информации начинается с некоторой задержкой.
3. Прием информации оператором
Важнейшей составляющей деятельности оператора в системе "человек - машина" является прием осведомительной информации об объекте управления.