Методика преподавания русского языка (МПРЯ) как прикладная наука и учебная дисциплина. МПРЯ как часть лингводидактики. Объект и предмет МПРЯ, ее задачи: определение целей и задач, содержания обучения русскому языку; формы, методы и приемы, средства обучения и контроля. Базисные понятия МПРЯ. Цель, задачи и структура вузовского курса МПРЯ. Содержание профессионально-методической подготовки будущего преподавателя русского языка средних учебных заведений. Характеристика важнейших учебных пособий по курсу.
Методы исследования МПРЯ: анализ литературы, метод наблюдения, анкетирование и тестирование учащихся, анализ документации, методический эксперимент, статистические методы, обобщение опыта передовых учителей, изучение методического наследия и др.
Методика и ее базисные науки. Философия как методологическая основа методики. Логика и МПРЯ. Связь МПРЯ с лингвистикой. Зависимость содержания обучения от уровня развития лингвистики. Терминология. Отражение в методике обучения языку и его изучения разграничения лингвистических дисциплин: 1) изучающих языковую систему по языковым ярусам (уровням), по хронологическому принципу (история языка и современный русский язык); 2) изучающих употребление языка, его функционирование (культура речи, стилистика, риторика, лингвистика текста и др.).
|
|
Вопрос о целесообразности освещения в средних учебных заведениях разных принципов, подходов, понятий, представленных лингвистическими школами. Требование соответствия изучаемых в школе сведений в языке и речи положениями современной филологической науки.
Связь МПРЯ с психологией: использование в процессе обучения разных данных общей, возрастной и педагогической психологии о процессах восприятия, усвоения знаний учащихся; особенностях памяти, интересе к учению и др.
Связь МПРЯ с педагогикой и дидактикой. Использование в практике преподавания русского языка общедидактических принципов (принципы научности, преемственности и перспективности, доступности, прочности, наглядности, дифференцированного и развивающего обучения, индивидуального подхода к обучаемым, учета их возрастных особенностей и др.) и частнодидактических (специальных методических) принципов (принцип практической направленности обучения языку при опоре на практические знания, принцип коммуникативности, обучения языку как средству речевой деятельности, принцип системности и систематичности, принцип синхронности в описании языковых уровней и др.).
История развития МПРЯ. Методическое наследие прошлого как богатый источник идей, фактического материала, методов и приемов преподавания. Крупнейшие ученые-методисты прошлого: Ф.И. Буслаев (1818–1897), И.И. Срезневский (1812–1880), К.Д. Ушинский (1824–1870), А.М. Пешковский (1878–1933). Работа Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844) как первооснова методики русского языка.
|
|
Вклад выдающихся отечественных лингвистов (Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, И.А. Бодуэн де Куртене, Л.В Щерба, Д.Н. Ушаков, В.В. Виноградов и др.) и ученых-методистов (П.О. Афанасьев, М.А. Рыбникова, Н.С. Поздняков, А.В. Текучев, Е.А. Баранов, М.Р. Львов, А.И. Власенков и др.) в становление и развитие научной методики русского языка.
Основные направления в методике преподавания русского языка: методика преподавания русского (родного) языка (в начальной и полной средней школе), методика преподавания русского языка как неродного (включая национальные школы), методика преподавания русского языка как иностранного (РКИ).
Современная система среднего образования в России и совершенствование учебного процесса в школе. Начало реформирования средней школы (1988 г.) Многообразие современных средних общеобразовательных учебных заведений. Средние общеобразовательные школы, школы (классы) с углубленным изучением предметов гуманитарного, естественнонаучного, математического блоков. Альтернативные общеобразовательные учебные заведения: гимназии, лицеи, колледжи повышенного и профессионально ориентированного уровня обучения, их специфика. Особенности преподавания русского языка в указанных общеобразовательных учебных заведениях. Условия обучения ему в вечерних школах и в средних специальных учебных заведениях (ПТУ, техникумах и др.).
Поиски альтернативных форм обучения, новые педагогические технологии. Интерактивное обучение, классы компенсирующего обучения. Основные направления педагогических, методических поисков. Вклад учителей-новаторов в совершенствование процесса обучения: Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, Л.Н. Ланда, И.Я. Лернер, С.Н. Лысенкова, М.И. Махмутов, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин, П.М. Эрдниев, Е.А. Быстрова и др.
Русский язык как учебный предмет в общеобразовательных учебных заведениях, его состав и структура. Введение русского языка как учебного предмета в школу (1786 г.), закрепление (восстановление) в учебном плане (1828 г.). Содержание курса русского языка к началу XX века в оценке участников I (1903 г.) и II (1916–1917 гг.) съездов преподавателей русского языка.
Ведущее место русского языка в образовательной области «Филология» современного Базисного учебного плана (БУП), его познавательная практическая и воспитательная ценность в интеллектуальном, духовном и речевом развитии учащихся. Цели и задачи обучения русскому языку.
Проекты концепции образовательной области «Филология» в 12-летней школе» и «Концепции образования по русскому (родному) языку в 12-летней школе (основное и среднее/полное/ общее образование)». Государственный образовательный стандарт (ГОС) начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область «язык и литература (Филология)».
Состав современного школьного курса русского языка как система лингвистических понятий разных языковых уровней, орфографических и пунктуационных правил, речевых умений, отражающих состояние развития науки о языке, и языковые (речевые) потребности общества.
Структура (распределение материала по классам) курса русского языка. Обязательный минимум содержания образовательных программ основного и среднего (полного) общего образования по русскому языку как основа современных программ по русскому языку.
Содержательные и структурные различия курса русского языка в учебных заведениях различных типов.
Виды знаний, умений и навыков по русскому языку, критерии и принципы их отбора. Система определений и правил. Единые требования к речевой, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.
|
|
Основные тенденции, определяющие современное состояние лингвистического образования в средних общеобразовательных учебных заведениях: а) расширение объема предмета «русский язык» и соответственно объема содержания учебного материала как за счет сближения школьного и научного (вузовского) курсов, так и за счет включения в его орбиту дополнительных лингвистических дисциплин: культуры речи, стилистики, риторики; б) расширение временных рамок (по количеству часов, по годам обучения) изучения предмета «русский язык», а также названных лингвистических дисциплин, позволяющее реализовать идею дополнительной углубленной (при необходимости непрерывной) лингвистической подготовки; в) усиление принципа интегративности, межпредметного взаимодействия русского языка и других дисциплин в образовательном процессе (курс «Русская словесность» и др.); г) усиление текстоцентрического подхода в лингвистической подготовке; д) принцип возрождения опоры на историю языка.