Различение полных и неполных предложений для учащихся во многих случаях является делом нелегким. Это связано отчасти с разнообразием случаев опущения в предложении (в зависимости от контекста речи) различных членов предложения: ведь в одних случаях опускается подлежащее, в других - сказуемое, в третьих - второстепенные члены предложения, в четвертых - ряд членов предложения. В последнем случае опущенными могут оказаться подлежащее и сказуемое или сказуемое и второстепенные члены и т. п.
Все типичные, наиболее часто встречающиеся в нашей речи варианты неполных предложений в сопоставлении с их полными представлены в следующей таблице.
Полные и неполные предложения
Полные Неполные
-Смотрите, смотрите: летит! – закричал вдруг Павлик.
- Где летит? Кто?
- Да Уточкин же!
Петя совсем забыл, что именно на сегодня был назначен так долдго ожидаемый перелет Уточкина из Одессы в Дофиновку (В. Катаев).
Анализ этих и подобных предложений должен привести учащихся к пониманию грамматических различий между полными и неполными предложениями как личными, так и безличными и умению пользоваться ими в своей речи с учетом тех стилистических оттенков, которые передаются каждым из этих видов предложений.
Синтаксический разбор простого предложения. Порядок синтаксического разбора простого предложения приводится в учебнике для 8 класса С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова и др. и состоит в следующем:
1. Назвать вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Отметить, восклицательное предложение или невосклицательное.
3. Найти грамматическую основу предложения и указать, что оно простое.
4. Рассказать о строении предложения:
а) двусоставное или односоставное; если односоставное – какого типа (определенно-личное, неопределенно-личное, безличное, назывное);
б) нераспространенное или распространенное;
в) полное или неполное (если неполное, указать, какой член предложения в нем опущен);
5. Отметить, если предложение осложнено однородными членами или обособленными членами предложения, обращением, вводными словами и др.
6. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены (сначала разбирается подлежащее и сказуемое, далее второстепенные члены, входящие в состав подлежащего, затем - в состав сказуемого).
7. Объяснить расстановку знаков препинания.