Полные и неполные предложения

Различение полных и неполных предло­жений для учащихся во многих случаях является делом нелегким. Это связано отчасти с разнообразием случаев опущения в предло­жении (в зависимости от контекста речи) различных членов пред­ложения: ведь в одних случаях опускается подлежащее, в других - сказуемое, в третьих - второстепенные члены предложения, в четвертых - ряд членов предложения. В последнем случае опу­щенными могут оказаться подлежащее и сказуемое или сказуе­мое и второстепенные члены и т. п.

Все типичные, наиболее часто встречающиеся в нашей речи варианты неполных предложений в сопоставлении с их полными представлены в следующей таблице.

Полные и неполные предложения

Полные Неполные

-Смотрите, смотрите: летит! – закричал вдруг Павлик.

- Где летит? Кто?

- Да Уточкин же!

Петя совсем забыл, что именно на сегодня был назначен так долдго ожидаемый перелет Уточкина из Одессы в Дофиновку (В. Катаев).

Анализ этих и подобных предложений должен привести уча­щихся к пониманию грамматических различий между полными и неполными предложениями как личными, так и безличными и уме­нию пользоваться ими в своей речи с учетом тех стилистических оттенков, которые передаются каждым из этих видов предложений.

Синтаксический разбор простого пред­ложения. Порядок синтаксического разбора простого предло­жения приводится в учебнике для 8 класса С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова и др. и состоит в следующем:

1. Назвать вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Отметить, восклицательное предложение или невосклицательное.

3. Найти грамматическую основу предложения и указать, что оно простое.

4. Рассказать о строении предложения:

а) двусоставное или односоставное; если односоставное – какого типа (определенно-личное, неопределенно-личное, безличное, назывное);

б) нераспространенное или распространенное;

в) полное или неполное (если неполное, указать, какой член предложения в нем опущен);

5. Отметить, если предложение осложнено однородными чле­нами или обособленными членами предложения, обращением, вводными словами и др.

6. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выра­жены (сначала разбирается подлежащее и сказуемое, далее второ­степенные члены, входящие в состав подлежащего, затем - в состав сказуемого).

7. Объяснить расстановку знаков препинания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: