Чаплина А.Н., Клименкова Т. Анализ и оценка эффективности системы управления предприятием: Учебное пособие для СРС/КГТЭИ – Красноярск. - 109 с. Введение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Учебное пособие для самостоятельной работы студентов специальности 061100 «Менеджмент организаций» всех форм обучения

КРАСНОЯРСК 2005

УДК 65.01

ББК 65.050.9 (2)2

Рецензенты:

Д.э.н., проф. Г.Я. Белякова

(Сибирский государственный аэрокосмический университет)

К.т.н., проф. Ю.А. Ильиных

(Уральский Социально-Экономический Институт)

Чаплина А.Н., Клименкова Т. Анализ и оценка эффективности системы управления предприятием: Учебное пособие для СРС/КГТЭИ – Красноярск. - 109 с.

Рассмотрено на заседании кафедры «Менеджмента» ГОУ ВПО «КГТЭИ» и рекомендовано к печати.

Протокол №14 от «17» июня 2005г.

В пособии рассмотрены особенности организации как объекта управления, основные модели организации с позиции эффективного менеджмента, факторы влияющие на эффективность управления, направления оценки эффективности.

Отечественный и зарубежный опыт управления представлен с позиции макро- и микроуправления.

Предложен механизм оценки эффективности системы менеджмента, дан анализ методов, используемых при построении и реализации данного механизма.

Оценка эффективности в пособии рассматривается на конкретном примере торгового предприятия. На основе результатов оценки разрабатывается стратегия развития предприятия.

Предназначено для студентов специальности 061100 «Менеджмент организации» всех форм обучения.

УДК 65.01

© ГОУ ВПО «КГТЭИ», 2005

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение.................................................................................................................. 5

1. Концепция управления организацией............................................................... 8

1.1. Организация как объект управления........................................................... 8

1.2. Концепция эффективности управления...................................................... 14

1.3. Отечественный и зарубежный опыт управления....................................... 18

1.4. Методы исследования системы управления............................................... 24

Выводы............................................................................................................... 29

2. Анализ и оценка существующей системы управления (на материалах ООО «ТД Троя»)............................................................................................................................... 30

2.1. Краткая организационно-правовая характеристика................................. 30

2.2. Анализ конкурентоспособности системы управления.............................. 35

2.3. Анализ внутренней и внешней среды......................................................... 43

3. Разработка стратегии развития ООО «ТД «Троя»......................................... 58

3.1 Программно-целевой подход к разработке стратегии............................... 58

3.2. Обоснование ресурсного потенциала выбранной стратегии.................... 62

3.3. Контроль выполнения программы стратегии........................................... 73

Заключение............................................................................................................ 79

Список литературы............................................................................................... 82

Приложения.......................................................................................................... 83


Введение

Управление – это объективная потребность любой деятельности человека. Управление определяет качество результата, время его получения, затраты усилий, соответствие потребностям. Управленческое воздействие реализуется через систему менеджмента.

Особенности системы менеджмента в первую очередь формирует объект управления. Таким образом существует необходимость и имеется возможность формирования и развития такого типа управления как торговый менеджмент.

Менеджмент представляет собой процесс управления всеми основными аспектами деятельности предприятия. Он призван формировать наиболее рациональные управленческие решения по вопросам развития конкретного торгового предприятия, координировать различные направления его деятельности и обеспечивать высокую эффективность конечных результатов этой деятельности.

Менеджмент призван учитывать различия между организационными формами, используемыми технологиями и условиями хозяйствования предприятий в процессе разработки управленческих решений по всем аспектам деятельности с тем, чтобы получить наилучшие результаты для данного предприятия.

Менеджменту должен быть присущ высокий динамизм, учитывающий изменение факторов внешней среды, ресурсного потенциала, форм организации труда и управления, финансового состояния и других параметров функционирования торгового предприятия.

Менеджмент предусматривает многовариантность подходов к разработке конкретных управленческих решений в различных сферах деятельности торгового предприятия. Это предполагает, что подготовка каждого управленческого решения должна учитывать и альтернативные возможности действий.

Менеджмент должен быть ориентирован на стратегические цели развития торгового предприятия. Какими бы выгодными не казались те или иные проекты управленческих решений в текущем периоде, они должны быть отклонены, если они вступают в противоречие с главной целью деятельности предприятия, стратегическими направлениями его развития или ведут к снижению эффективности его деятельности в перспективе.

Основной целью менеджмента является обеспечение высоких темпов развития предприятия в стратегической перспективе и возрастания его конкурентной позиции на потребительском рынке, а для этого требуется совершенствовать систему управления.

Но совершенствовать управление можно по-разному – используя опыт (эмпирический подход) или решая наиболее острые проблемы, которые явно тормозят развитие (прагматический подход). Однако, наибольший эффект может дать только научный подход, который подразумевает исследование объективных тенденций развития, анализ причин и факторов возникновения проблем, предвидение последствий их разрешения, распознавание «слабых сигналов» изменения обстановки, успехов и кризиса.

Исследование систем управления – главный фактор научного подхода к совершенствованию управления. Современными приемами и методами исследования в определенной мере должен владеть каждый менеджер.

Исследование помогает глубже понять проблему и, следовательно, найти наиболее эффективное ее решение. Для современного управления исследование – важная характеристика профессионализма. Современный менеджер должен приобретать и осваивать навыки исследовательской деятельности.

Управление, которое не может не учитывать особенности и условия современного развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он определяет динамичность и перспективность управления, рост инновационного потенциала и повышение профессионализма в принятии управленческих решений, научность управления.

Таким образом, сегодня исследование – одна из основных функций управления, обеспечивающая высокое качество управленческих решений, и средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.)

Формула современного управления – «управлять, совершенствуя и совершенствуясь». Только исследование управления поможет реализовать эту формулу.

Целью данного исследования является анализ и оценка существующей системы управления предприятием и разработка мероприятий по повышению эффективности системы менеджмента. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучение теоретического материала по данной проблеме;

2. Анализ существующей системы управления на материалах предприятия;

3. Разработка стратегии развития, позволяющей повысить эффективность и конкурентоспособность системы управления.

Объектом исследования является ООО «Торговый дом «Троя». Предметом исследования выступает система управления данным предприятием.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: