Учащиеся по учебнику знакомятся со схемой опыта Резерфорда. Учитель дает следующие пояснения.
1. При радиоактивном распаде полония излучаются α-частицы — это положительно заряженные ядра гелия, летящие со скоростью 1,6⋅107 м/с.
2. Эти частицы затем ударяются о тонкую золотую фольгу, толщина которой составляет всего 10−7 м.
3. Позади фольги находится сцинтилляционный экран или группа счетчиков, один из которых подает сигнал о том, где пролетела частица после прохождения сквозь фольгу.
4. Большинство α-частиц проходит сквозь фольгу без заметного изменения направления движения.
5. Л ишь в виде редкого исключения одна из астрономически огромного числа α-частиц отклоняется от своего пути на 90° и более. З начит, на нее должны были действовать огромные
силы! Следовательно, где-то внутри атома имеется массивный
положительно заряженный центр, и те α-частицы, которые
сталкиваются непосредственно с ним и отклоняются так сильно!
д/з п.34
Тема урока. Радиоактивность. Виды радиоактивного излучения
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель урока: ознакомить учащихся с явлениями радиоактивности, видами радиоактивного излучения, основными характеристиками α-, β- и γ -излучения; учить классифицировать виды радиоактивного излучения.
План урока
Этапы Время Приемы и методы
I. Проверка домашнего задания 5—10 мин
Ответы с места и у доски; беседа
II. И зучение нового материала 15—20 мин
Пояснения учителя; беседа
III. З акрепление нового материала 15—20 мин
Самостоятельная работа учащихся
IV. Домашнее задание 2—3 мин
Комментарий учителя; записи на доске и в тетрадях
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Вопросы для организации беседы
• Каково строение атомного ядра?
• Что такое нуклоны?
• Каков состав ядра атома Li?
• Кислород имеет три изотопа 8
16 O, 8
17 O, 8
18 O. Ч ем отличаются
эти изотопы между собой?