В налоговой потеряли налоговую декларацию и арестовали деньги

Сам по себе порядок разморозки счетов несложен. Но на практике возникает следующая проблема. Столкнуться с арестом счетов может налогоплательщик, который фактически сдал декларацию, но инспекторы форму не получили (например, по почте) или потеряли. В такой ситуации, чтобы налоговики отменили решение о приостановке операций, посоветуем следующее. Принесите в инспекцию документы, подтверждающие дату сдачи. Это может быть экземпляр декларации со штампом налоговой или почтовая квитанция об отправке. Заполнять декларацию заново нельзя ни в коем случае! Иначе налоговики не станут разбираться, искать первоначальный отчет. В итоге взыщут штраф за опоздание.

И еще один совет – для тех, кто неоднократно сталкивался с приостановкой операций на счете из-за потерянных деклараций. О превышении полномочий инспекторов можно сообщить в прокуратуру. Эта мера заставит налоговиков быть внимательнее.

4.Особые формы безналичных расчетов с контрагентами

4.1. Расчеты с помощью аккредитива

Любая организация-продавец хочет быть уверена в том, что ее товары (работы, услуги) будут оплачены. А покупатели зачастую не хотят перечислять деньги до того, как получат приобретаемое. Чтобы разрешить это противоречие, используют особые формы безналичных расчетов. Прежде всего, аккредитивы.

Общие положения о расчетах по аккредитиву устанавливает статья 867 Гражданского кодекса РФ. Прежде всего аккредитив – это специальный счет, который плательщик открывает в банке. На этом счете покупатель может зарезервировать денежные средства для последующих расчетов с продавцами. Аккредитив открывается для каждого продавца, с которым покупатель осуществляет свои расчеты.

Аккредитивы могут быть:
отзывными и безотзывными;
– покрытыми и непокрытыми
.

Чтобы иметь возможность изменить условия или аннулировать аккредитив и при этом не уведомлять об этом продавца, покупатель должен открыть отзывной аккредитив. Безотзывной аккредитив покупатель может изменить или отменить только с согласия организации-продавца.

Если покупатель открывает покрытый аккредитив, то с его расчетного счета обслуживающий компанию банк списывает денежные средства и резервирует их для последующих платежей продавцу. Распоряжаться деньгами, находящимися на покрытых аккредитивах, покупатель не может. При непокрытом аккредитиве банк организации-продавца списывает деньги с корреспондентского счета банка покупателя в пределах суммы, на которую открыт аккредитив. То есть средства самого покупателя с его расчетного счета не списываются и остаются в обороте до момента, определенного договором, и только затем списываются. Произойти это может, например, в течение двух дней после использования аккредитива.

4.2. Открытие аккредитива

Открывает аккредитив только покупатель. Сделать это он может только в том банке, в котором у него есть расчетный или валютный счет. Чтобы открыть аккредитив, покупатель должен оформить и представить в банк специальную форму № 0401063. Эта форма есть в Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденном Банком России 3 октября 2002 г. № 2-П.

Форма аккредитива заполняется в четырех экземплярах:
– первый экземпляр банк возвращает покупателю после того, как сделает в нем необходимые отметки;
– второй экземпляр остается в банке;
– третий и четвертый экземпляры банк направляет в банк продавца.

В графе «Вид оплаты» аккредитива следует написать 08. А в поле «Срок действия аккредитива» – дату его закрытия. Эта дата устанавливается в договоре между продавцом и покупателем.

4.3. Взаимоотношения с ИФНС при открытии аккредитива

По общему правилу о каждом банковском счете, который открывает или закрывает организация, она обязана сообщить в свою налоговую инспекцию. Однако об аккредитиве сообщать в налоговую инспекцию не надо. На это указал Банк России в письме от 4 ноября 2002 г. № 08-31-1/3922. Банкиры объяснили это тем, что аккредитив не является банковским счетом.

Дело в том, что банковский счет, согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ, должен соответствовать трем требованиям. Во-первых, счет должен быть открыт на основании специального договора с банком. Во-вторых, на него можно зачислять денежные средства. Кроме того, деньги со счета можно расходовать. В письме Банка России говорится, что при открытии аккредитива договор банковского счета не заключается. Кроме того, распоряжаться деньгами, переведенными на аккредитив, продавец сможет только после выполнения определенных условий, предусмотренных в договоре поставки. Таким образом, аккредитив не соответствует понятию банковского счета.

4.4. Когда продавец получит деньги по аккредитиву

Получить деньги с аккредитива продавец может не сразу. Вначале он должен выполнить обязательства по договору с покупателем, а затем представить в банк документы, которые это подтверждают. Их перечень определяется в самом договоре.

Кроме этих документов продавец должен оформить и сдать в банк так называемый Реестр счетов. В нем указываются дата отгрузки, вид транспорта, номера документов и сумма. Для этого документа также предусмотрена типовая форма в Положении о безналичных расчетах.

Документы и реестр продавец должен сдать в банк до того, как окончится срок действия аккредитива. Как правило, Реестр счетов оформляется также в четырех экземплярах:
первый экземпляр остается в банке продавца;
– второй экземпляр банк продавца направляет в банк покупателя;
– третий экземпляр банк продавца направляет покупателю;
– четвертый экземпляр возвращается продавцу.

Если аккредитив оплачивается только с согласия организации-покупателя, то его представитель должен заполнить специально отведенную часть реестра. В этом случае представитель организации-покупателя должен представить в банк:
доверенность, выданную организацией-покупателем, с образцом подписи представителя;
– паспорт или иной документ, который удостоверяет личность представителя.

4.5. Аккредитив – не аванс

Это определяет тот факт, что возможность распоряжаться деньгами продавец получит только тогда, когда исполнит договор (поставит товар, выполнит работы, окажет услуги). Соответственно только тогда у бухгалтера продавца и возникнет обязанность начислить НДС. Поэтому в момент открытия аккредитива продавец не должен начислять НДС. Такой подход подтверждает письмо УМНС России по г. Москве от 5 февраля 2002 г. № 24-11/05141.

Продавец выписывает авансовый счет-фактуру. Данные о наименовании товаров (описании работ, услуг), имущественных прав

4.6. Расчеты по аккредитиву. Бухучет

Бухгалтерские проводки, которые нужно сделать в учете покупателю, зависят от того, какой аккредитив открывается – покрытый или непокрытый.

Если организация использует покрытый аккредитив, то перечисление денег на него отражается записью:

Дебет 55 субсчет «Аккредитивы» Кредит 51 (52)
– переведен ы денежные средства с расчетного (валютного) счета на аккредитив.

Когда деньги с аккредитива будут перечислены продавцу, покупатель делает проводку:

Дебет 60 (76) Кредит 55 субсчет «Аккредитивы»
– перечислены денежные средства с аккредитива на счет продавца.

Если покрытый аккредитив не использован, деньги возвращаются на расчетный или валютный счет. Такая операция отражается проводкой:

Дебет 51 (52) Кредит 55 субсчет «Аккредитивы»
– неиспользованные деньги возвращены банком на расчетный (валютный) счет.

Если организация использует непокрытый аккредитив, то сумма аккредитива учитывается на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные».

Открытие такого аккредитива в учете отражается проводкой:

Дебет 009
– открыт непокрытый аккредитив.

Использование непокрытого аккредитива отражается так:

Кредит 009
– израсходованы средства непокрытого аккредитива;

Дебет 60 (76) Кредит 51 (52)
– перечислены денежные средства на счет продавца.

Пример

ОАО «Монолит», являясь заказчиком, открыло в банке безотзывной непокрытый аккредитив под изготовление и поставку оборудования на сумму 1 770 000 руб., в том числе НДС – 270 000 руб. Банк сообщил поставщику – ООО «Смена» об открытии аккредитива. Оборудование, подлежащее поставке заказчику, изготавливается в течение 60–90 дней.

В момент открытия аккредитива:

Дебет 009
– 1 770 000 руб. – открыт непокрытый аккредитив.

После исполнения договора:

Дебет 60 Кредит 51
– 1 770 000 руб. – перечислены денежные средства на счет продавца;

Кредит 009
– 1 770 000 руб. – израсходованы средства непокрытого аккредитива;

Дебет 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств» Кредит 60
– 1 500 000 руб. (1 770 000 – 270 000) – оприходовано оборудование;

Дебет 19 Кредит 60
– 270 000 руб. – отражен НДС;

Дебет 01 Кредит 08 субсчет «Приобретение объектов
основных средств»
– 1 500 000 руб. (1 770 000 – 270 000) – введено в эксплуатацию оборудование;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС»
Кредит 19
– 270 000 руб. – принят к вычету НДС.

Проводки в учете ООО «Смена» (продавец) будут такими.

В момент открытия аккредитива:

Дебет 008
– 1 770 000 руб. – отражено открытие покупателем аккредитива.

После исполнения договора:

Дебет 62 Кредит 90 субсчет «Выручка»
– 1 770 000 руб. – отражена выручка от продажи оборудования;

Дебет 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость»
Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 270 000 руб. – начислен НДС к уплате;

Дебет 51 Кредит 62
– 1 770 000 руб. – поступили деньги от покупателя;

Кредит 008
– 1 770 000 руб. – списана сумма аккредитива.

4.7. Что об аккредитиве важно донести до директора

За открытие любого аккредитива банк взимает отдельную плату. Предоставление непокрытого аккредитива (когда банк производит платеж за счет своих средств, а плательщик их потом возмещает) фактически приравнивается к кредиту, что еще больше повышает его стоимость. А при покрытом аккредитиве банк снимает со счета компании-плательщика сумму, необходимую для оплаты, сразу после открытия аккредитива, то есть еще до перечисления оплаты поставщику. Поэтому такой аккредитив по своим последствиям для плательщика мало чем отличается от полной предоплаты. По этим причинам на расчеты по аккредитиву согласится только тот контрагент, который максимально заинтересован в сделке.

Но для компании-получателя выгоднее безотзывный аккредитив. Это связано с тем, что отзывные аккредитивы могут изменяться или отменяться банком-эмитентом без предварительного письменного уведомления получателя средств, а безотзывные нельзя отменить или изменить без согласия получателя. Причем по российскому праву «отзывность» аккредитива предполагается. Поэтому в тексте договора с банком нужно особо оговориться о том, что аккредитив будет безотзывным (п. 3 ст. 868 Гражданского кодекса РФ). Но полной гарантии от непоступления платежа даже такой аккредитив не дает.

Обратите внимание, что банк не обязан проверять подлинность документов, которые представляет ему получатель средств. Для него важно, чтобы они просто соответствовали условиям аккредитива (например, представлен весь перечень документов, заявленный в условиях аккредитива). Отсутствие такой обязанности делает затруднительным привлечение банка к ответственности за необоснованную выплату сумм по аккредитиву (п. 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 15 января 1999 г. № 39 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с использованием аккредитивной и инкассовой форм расчетов»).

И последнее. Аккредитив защищает от неплатежа со стороны должника, но никак не страхует от рисков неплатежеспособности банков.

4.8. Отличия инкассо от аккредитива

Расчетам по инкассо посвящен параграф 4 главы 46 Гражданского кодекса РФ. В общих чертах порядок выглядит так: поставщик, выполнив свои обязательства (например, отгрузив товар), поручает банку получить деньги от организации-покупателя и передать ей товаросопроводительные документы. То есть банк становится посредником между ними, что позволяет снизить риск невыполнения партнерами своих обязательств.

Таким образом, расчеты по инкассо, так же как и аккредитивы, используют в тех случаях, когда контрагенты не совсем уверены друг в друге. В то же время эти два вида расчетов имеют принципиальные различия.

В случае использования аккредитива банк покупателя, получив от поставщика отгрузочные документы, перечислит за счет покупателя деньги за товар. В случае инкассо банк продавца гарантирует, что передаст покупателю такие документы при оплате товара. При этом, если используется схема с акцептом, он не гарантирует продавцу сам платеж.

То есть аккредитивная форма расчетов наиболее выгодна продавцу, а инкассовая – покупателю.

Организация-покупатель может заплатить за товар, но может этого и не сделать. Например, если она посчитает, что продавец поставил товар ненадлежащего качества. Не оплатив товар, она фактически от него откажется и не получит от банка товаросопроводительные документы, предусмотренные в инкассо (счета-фактуры, накладные и т. д.). Кроме того, используя инкассовые расчеты, покупатель не должен заранее резервировать деньги на специальном счете для последующей оплаты, как в случае с покрытым аккредитивом.

Используя инкассо, продавец не рискует своим товаром, но и не знает наверняка, будет ли он продан. А это грозит ему дополнительными издержками на обратную доставку, складирование, поиск новых покупателей и т. д. Иными словами, продавец должен предварительно продумать, что он будет делать с товаром, если его не оплатят.

Например, некоторые банки предлагают услуги по складированию, страхованию, реализации или возврату неоплаченного товара.

Тем не менее в сравнении с аккредитивом у инкассо есть два преимущества – оно проще и дешевле.

4.9. Общие правила расчетов по инкассо

Инкассовые расчеты при импорте или экспорте товаров регулируются Унифицированными правилами по инкассо (публикация Международной торговой палаты № 522). При внутренних расчетах по инкассо применяются нормы положения Банка России о безналичных расчетах от 3 октября 2002 г. № 2-П.

Организация может выбрать один из двух вариантов расчетов – с акцептом или без. В первом случае покупатель имеет право отказаться от оплаты, если поставщик нарушил условия договора. При этом покупатель должен указать причины отказа, предусмотренные в договоре, например несоблюдение сроков поставки, отсутствие тех или иных документов на товар, его низкое качество и т. д.

Во втором случае возможности отказаться от оплаты у покупателя нет, и банк списывает с его счета сумму долга в безакцептном порядке. Правда, такие расчеты используются значительно реже, например при оплате коммунальных услуг, электроэнергии и т. д.

Кроме того, инкассовые расчеты классифицируются и в зависимости от того, в какой момент покупатель получит документы на товар. Первый вариант – документы против оплаты. В этом случае поставщик передает документы, а взамен получает деньги. Второй вариант – документы против акцепта. Э то означает, что взамен документов поставщик получает согласие покупателя оплатить товар.

Пример

ООО «Сокол» отгрузило покупателю товары на сумму 590 000 руб. (в том числе НДС – 90 000 руб.). По условиям договора расчеты производятся по инкассо. За услуги по исполнению инкассового поручения обслуживающий организацию банк списывает с расчетного счета компании вознаграждение в размере 1800 руб. Покупная стоимость проданных товаров составляет 315 000 руб. Качество отгруженной продукции покупателя устроило, и он оплатил его.

Проводки в учете будут такими:

Дебет 62 Кредит 90 субсчет «Выручка»
– 590 000 руб. – отражена выручка от продажи товаров и одновременно выставлено инкассовое поручение на их оплату;

Дебет 90 субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 41
– 315 000 руб. – списана себестоимость отгруженных товаров;

Дебет 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость»
Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 90 000 руб. – начислен НДС к уплате;

Дебет 51 Кредит 62
– 590 000 руб. – поступили деньги от покупателя (исполнено инкассовое поручение);

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 51
– 1800 руб. – отражено вознаграждение банка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: