Тонический органный пункт вводится на тяжелой доле такта в большинстве случаев тоническим аккордом; нередко — с доминанты к субдоминанте (Бах, ХТК. Т. 1, прелюдия es-moll), возможно также — с доминантовой функции (как бы в виде задержания).
Гармонии на тонической педали мажорного лада — различные аккорды диатоники, аккорды мажоро-минорной системы, низкой II ступени; побочные доминанты и отклонения к аккордам диатоники и мажоро-минорной системы (чаще субдоминантовой функции), к неаполитанской гармонии; другие субсистемные связи; нередки отклонения и в сторону двойной субдоминанты.
Гармонии на тонической педали в миноре — также различные аккорды диатоники, низкая II ступень (малохарактерны высокие ступени миноро-мажорной системы); отклонения в субдоминанту (IV), доминанту (V), неаполитанскую (II); нередко в связи с отклонением в субдоминанту находится окончание мажорным трезвучием тоники (типично для гармонии баховской эпохи).
На тоническом органном пункте возможны также и гармонии симметричных ладов (большетерцовых, малотерцовых, целотоновых).
|
|
Последняя гармония кодовой тонической педали должна быть тоникой. В прочих случаях — либо тоникой, либо другим консонирующим или диссонирующим аккордом без функционального противоречия его с выдержанным звуком (например, секундаккордом II ступени, двойной доминанты, тоном другой побочной доминанты и т. д.). Функциональное противоречие должно быть разрешено.
Образец органного пункта на тонике (схематически) см. в примере 53.
С крайней смелостью композитор заключает великолепную сцену «Половецких плясок» напряженным кадансом, в котором субсистемная ячейка нVI-нII-нV приводит к предельной гармонии тритоновой ступени (Es-dur в A-dur!), разрешающейся непосредственно в тонику. В качестве дополнения применяются две целотоники — доминантовая и тоническая, выполняемые диссонирующими аккордами.
Богатство гармонии на органном пункте тоники представляет величавая главная тема «Здравицы» Прокофьева.