Факторы производства

Ресурсы, вовлеченные в производство, модифицируются в его факторы. Их общая величина

Рис. 3.1. Процесс производства благ

составляет производственный потенциал экономики. Существуют различные классификации факторов производства. Традиционно исходной в науке является теория "трех факторов производства", предложенная более 200 лет назад французским экономистом Ж. Б. Сэем. Она включает в себя труд, землю и капитал. Это основные факторы производства. В современных условиях они дополняются предпринимательской деятельностью, технологией, энергией, информацией и экологией. Их взаимосвязи можно выразить схемой (рис. 3.2).

Дадим определения всех приведенных факторов производства.

Труд - это расходование человеком в созидательных целях его физической, интеллектуальной и духовной энергии. Труд в процессе производства характеризуется интенсивностью и производительностью.

Интенсивность труда - его напряженность, измеренная степенью расходования рабочей силы в единицу времени.

Производительность труда - его результативность, измеряемая количеством благ, произведенных в единицу времени.

Земля - естественные природные ресурсы.

Капитал - созданные людьми средства производства и деньги, используемые при производстве товаров и услуг.

Технология - способы воздействия на ресурсы в процессе производства. Новые технологии, созданные человеком, расширяют возможности использования свойств ресурсов и позволяют развивать безотходные и малоотходные технологии.

Энергия - движущая сила, преобразующая природные ресурсы с целью создания благ. До недавнего времени этот фактор не выделялся в качестве самостоятельного, так как движущей силой при производстве материальных благ выступала преимущественно физическая сила человека или животных.

Рис. 3.2. Взаимодействие факторов производства

Информационный фактор - поиск, сбор, обработка, хранение и распространение полезных сведений, необходимых для производственной деятельности человека. Роль этого фактора в современных условиях также резко выросла и оказывает воздействие на всю рыночную экономику, предопределяя выбор потребителей и производителей на микроэкономическом уровне.

Экология - взаимодействие человека с окружающей природой. Любая производственная деятельность человека прямо или косвенно связана с воздействием на окружающую среду.

Результатом взаимодействия факторов производства является создание благ. Их согласование между собой обеспечивает предпринимательство - деятельность, направленная на получение дохода, прибыли. Предпринимательская деятельность выражается в организации производства в соответствии с поставленными целями

2. Структура и основные субъекты экономических отношений.

Экономические отношения, в отличие от производственных отношений, которые существуют в производстве, производственных отраслях, включают также отношения в нематериальной сфере.

Экономические отношения подразделяются:

• на организационно-экономические;

• социально-экономические;

• технико-экономические.

Организационно-экономические отношения имеют место в конкретных отраслях народного хозяйства, например, в торговле, общественном питании, науке, образованию. Сами эти области являются предметом конкретных экономических наук. Организационно-экономические отношения - это отношения в сфере кредита, финансов, маркетинга, менеджмента, денежного обращения, бирж и т.п.. К ним относятся формы и методы хозяйствования, рыночная система, предпринимательство, товарно-денежные отношения.

Социально-экономические отношения охватывают вопросы обеспечения интересов людей, отдельного человека. Все экономические процессы, происходящие в обществе, должны обеспечить улучшение жизненного уровня народа. Человек - цель общественного производства и социально-экономические отношения не должны использовать человека только как производителя, как "фактор производства", как homo ekonomиkus (экономический человек).

Человек - не средство, а конечная цель создания материальных благ. Не человек для производства, а наоборот, производство для человека. Необходимо построить такие социально-экономические отношения, интересы подавляющего большинства населения страны отражали состояние ее экономики.

Технико-экономические отношения касаются прежде производственно-хозяйственной деятельности материальной сферы, предприятий, их подразделений и объединений, их влияния на производственно-хозяйственную практику развития техники, технологии и организации производства. Технико-экономические отношения охватывают также вопросы использования производственных мощностей отраслей и их составляющих - заводов, шахт, стройплощадок, железнодорожных, троллейбусных и трамвайных депо, сельхозпредприятий и т.д., использование сырья, материалов, топлива, электроэнергии. Эти отношения отражают важнейшие стороны работы предприятия в тесной взаимосвязи с техникой и технологией производства, полную характеристику технического, организационного и экономического положения на этом предприятии, степень концентрации, специализации, механизации и автоматизации производственных процессов, применения прогрессивных технологий.

Уже говорилось о субординации структурных элементов экономической системы. Поскольку последняя не является совокупностью индивидуальных производителей одного уровня, различают четыре уровня экономической системы общества:

• глобально-экономический;

• макроэкономический;

• метаекономичний;

• микроэкономический.

Глобально-экономический уровень экономической системы включает мировую (планетарную) экономику и экономику межгосударственных объединений (СНГ, ЕС, ВТО, АСЕАН и др..). В этих двух субъектов глобально-экономического уровня экономической системы как собственные субъекты относятся международные и межгосударственные финансово-экономические институты (Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский валютный фонд, финансово-промышленные группы, транснациональные корпорации, мировые предпринимательские сети и др.).

Макроэкономический уровень касается экономик отдельных стран и их общественно-государственных институтов.

Наибольшее количество субъектов охватывает метаекономичний уровень, к которому относятся экономика территориально-региональных комплексов, отраслевая экономика, экономика отдельных рынков (товарного, ресурсного, рабочей силы и т.д.), экономика рыночных инфраструктурных подсистем (банковской, финансовой, налоговой, денежной). Все эти виды экономик, в свою очередь, состоят из территориально-региональных и отраслевых объединений, свободных экономических зон, территориально-производственных комплексов, инфраструктурных институтов отдельных рынков, банковских и биржевых объединений.

Микроэкономический уровень связан с локальной и индивидуальной экономикой, к которой относятся предприятия, фирмы, организации, учреждения, организации, отдельные индивиды, семьи, домашнее хозяйство, то здесь одновременно находятся крупные предприятия, средний и малый бизнес.

Напоследок рассмотрим типы экономических систем общества. Сейчас насчитывается четыре типа экономических систем общества:

• административно-командная экономика;

• переходная экономика;

• рыночная экономика;

• смешанная экономика.

Категория "административно-командная экономика" была введена в научный оборот известным российским экономистом Г. Поповым. Административно-командная модель хозяйствования сформировалась в 30-х годах ХХ ст. сначала в СССР, а затем была распространена на все страны социалистического лагеря. Эта модель основана на социалистической идее необходимости господства государственной собственности на средства производства, огосударствление всего народного хозяйства и централизованного планирования. По этой модели существует затратный механизм, который приводит на ветер национальные ресурсы, а также дисбаланс между платежеспособным спросом и наличием товарной массы, дефицит всего и вся, иначе говоря, пустые полки в магазинах продовольственных и непродовольственных товаров.

В странах, где сложилась административно-командная экономическая система, отсутствует интерес к высокопроизводительному труду, существует уравниловка в оплате труда, распространены карточная система на продукты питания, талоны и т.д.. При такой системе игнорируется действие объективных экономических законов, нормальный товарно-денежный оборот, существует жесткое иерархическое подчинение всех субъектов хозяйствования.

В странах с переходной экономикой происходит трансформация административно-командной системы в рыночную. Уже не будучи плановой, она еще не получила характеристик рыночной системы. Старые механизмы уже не срабатывают, а новые внедряются нелегко; вообще этот переход сопровождается сопротивлением старого, происходит не без проблем, сложно. Переходное состояние экономики можно анализировать с позиций системы категорий и законов его функционирования или изучая пути, программы и системные меры по последовательной трансформации централизованной плановой экономики в рыночную.

Необычность, сложность трансформации заключается в том, что возникновение цивилизованных рыночных институтов происходит в еще нерыночном пространстве, к тому же перегруженном старыми обычаями и традициями, скажем, коллективистским принципам хозяйствования, отсутствием исторических традиций частной собственности на землю, как это имеет место в нашей стране (исключая, однако, Западную Украину).

Понятно, что в разных странах переходный период от административно-командной к рыночной экономике происходит по-разному, с учетом специфики страны, результативности мероприятий ее руководства. Для построения в стране рыночной экономики необходимо решить следующие задачи:

• корне изменить отношения собственности, для чего необходимо взять функции управления у государства и передать их непосредственно предприятиям, осуществить приватизацию, т.е. изменить собственника средств производства посредством трансформации государственной собственности в частную, ввести разные формы собственности;

• способствовать распространению товарно-денежных отношений;

• сформировать рыночную инфраструктуру, новые механизмы создания хозяйственных связей;

• осуществить демонополизацию экономики как важнейшую предпосылку внедрения конкуренции и достижения рыночного равновесия;

• либерализовать цены посредством отмены государственного контроля за ценообразованием и создание условий для формирования цен, которые вполне соответствуют спроса и предложения на товары и услуги;

• достичь финансово-экономической стабилизации с помощью осуществления жесткой денежно-кредитной политики с целью ограничения объема денежной массы в обращении;

• провести реформу социальной поддержки населения, особенно наименее защищенных его слоев, что способствовало бы адаптации к новым условиям жизни;

• осуществить структурную перестройку народного хозяйства;

• обеспечить личную свободу граждан, принимая соответствующие правовые акты, законы и нормы хозяйственной деятельности.

Что развита в стране рыночная экономика, тем выше жизненный уровень ее населения. Так, средний размер вклада граждан в банках составляет: в Украине - 40 дол., Польше - 4000 дол., Японии - 40000 дол. Смешанная экономика сложилась в высокоразвитых странах, где кроме господствующей частной капиталистической собственности довольно значительна доля государственного сектора в народном хозяйстве. Об этом убедительно свидетельствует практика Западной Европы. Скажем, государственный сектор Франции охватывает около трети ее экономического потенциала, к нему относятся мощные банки, в частности "Креди Лионе" и "БНП", производитель современных средств связи концерн "Телеком", компаниигиганты "Рон-Пуленк" (химическая продукция), "Томпсон" (электроника, военная продукция), "Бюль" (компьютеры, информатика), "ЕльфАкитен" (добыча и переработка нефти), крупные страховые общества "УАП", "Адж", авиакомпания "Эр-Франс". В Италии государственная собственность охватывает 50 процентов экономики, там существует даже министерство государственного участия в экономике. В Швейцарии, Франции и Германии с большой эффективностью работают государственные дороги. Известный шведский автомобиль "Вольво" производят на государственном предприятии.

Кризис, а затем и крах административно-командной системы - неопровержимое свидетельство того, что несмотря на любые отклонения от магистральной шествия человечества сама экономическая система общества в каждой стране итоге неизбежно спрямиться в нужном направлении, в направлении создания высокоразвитого народного хозяйства, достижение высокого уровня производительности труда, материального благосостояния и социальной защищенности человека.

Субъекты рыночных отношений. В экономической теории выделяют три основных субъекта рыночных отношений — домохозяйства, фирмы и государство.

Домохозяйство представляет собой хозяйственную единицу, некую совокупность лиц, живущих под одной крышей и принимающих общие финансовые решения. Домохозяйства характеризуются следующими чертами.

1. Каждое хозяйство принимает единое решение, как будто оно состоит из одного человека.

2. Домохозяйства являются полновластными собственниками экономических ресурсов и самостоятельно принимают решения об их продаже производителям. Они предоставляют принадлежащие им ресурсы для осуществления процесса производства, а на полученные в результате этого доходы покупают товары и услуги для личного потребления.

3. Любое домохозяйство, принимая решения, стремится получить максимальное удовлетворение своих потребностей.

Фирма может быть определена как экономический субъект, занимающийся производственной деятельностью и обладающий хозяйственной самостоятельностью в принятии основных производственных решений. На деньги, вырученные от продажи выпущенных товаров (услуг), фирмы покупают новые ресурсы у домашних хозяйств. Таким образом, домохозяйства формируют спрос на товары (услуги) и предложение ресурсов.

Фирмы, напротив, определяют спрос на ресурсы и предложение готовых потребительских товаров.

Активную роль в рыночной экономике играет государство (правительство), которое собирает налоги с домохозяйств и фирм, а затем использует сродства государственного бюджета для закупки товаров (например, военной техники), на содержание государственного сектора экономики, социальные выплаты (пенсии, стипендии, пособия) и т.д.

В современной России указанные субъекты хозяйства находятся пока лишь в процессе становления своих экономических функций. То, что они выполняют рыночные функции не в полной мере, связано с двумя факторами.

Во-первых, российские домохозяйства во многом имеют натуральный характер. У нас велика доля работ на себя. Это приводит к тому, что с рынка отвлекается часть предложения труда и часть спроса на товары и услуги. Во-вторых, предложение некоторых ресурсов, таких как капитал, со стороны домашних хозяйств незначительно, поскольку накопленное частное богатство в материальной форме весьма ограничено. И все же в некоторых сферах роль домохозяйств в рыночной экономике уже сложилась.

В частности, домохозяйства выступают в России поставщиками двух таких важных экономических ресурсов, как труд и предпринимательские способности. Всплеск предпринимательской активности населения — от организации крупных фирм до индивидуально-семейно-трудовой деятельности — создал рыночную среду в экономике страны.

3. Собственность как экономическая категория. Объекты и субъекты, формы и виды собственности.

Собственность относится к основным устоям общества. Она имеет экономический н юридический (правовой) аспекты. Экономичемская теория интересуется в основном экономической стороной собственности.

Собственность в экономическом смысле, в понимании марксистов, - это не вещь, а отношение по поводу вещей. В собственности выражается право субъекта на пользование объектом (вещью).

Собственность — это система объективных отношений между людьми по поводу присвоения средств и результатов производства.

Западные концепции акцентируют внимание на юридической стороне собственности, где право собственности сводится, как правило, к трем правомочиям:

ПРАВО ВЛАДЕНИЯ — предоставляемая законом возможность фактического обладания вещью и удержания ее в своем владении.

ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ — основанная на законе возможность эксплуатации имущества и получение от него доходов.

ПРАВО РАСПОРЯЖЕНИЯ имуществом — это

предоставленная собственнику возможность по своему усмотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества.

В отношениях собственности всегда присутствуют две стороны: субъект и объект собственности.

Субъект собственности, или собственник, - это лица, обладающие объектами собственности, владеющие ими, распоряжающиеся и пользующиеся ими.

Виды субъектов собственности

1. Человек как личность, обладает, прежде всего своим телом, способностями, своей рабочей силой.

2. Семья. Все члены одной семьи совместно обладают семейным имуществом. Однако часть используемых семьей объектов собственности может быть личной.

3. Социальная группа (совокупность людей, добровольно объединившихся на основе общности интересов, целей — религиозные общества, фонды, партии) обладает имуществом, денежными средствами.

4. Группа людей, которых объединяет именно то, что они вместе являются общими собственниками одного объекта (АО, фирма).

5. Трудовой коллектив — работники одного предприятия, соединенные общностью места работы, выступающие в роли единого коллективного собственника (народное предприятие).

б. Население территории, определенного региона, может является общим собственником некоторых объектов (чаще природных), расположенных на данной территории.

7. Народ страны выступает в целом как собственник частей национального богатства страны, представляющих общенародное достояние.

8. Органы управления всех уровней выполняют функции собственников - распорядителей, обладающих правом и возможностями принимать решения об использовании, применении ряда объектов собственности.

Объект собственности — все то, чем обладает собственник.

Виды объектов собственности:

1. Земля, земельные участки, площади, угодия, используемые различными субъектами, с одной стороны, в качестве площадок для размещения разнообразных строений, сооружений и, с другой, для выращивания растений, содержание животных..

2. Природные ресурсы охватывают флору и фауну, полезные ископаемые, водные богатства в виде самой воды, воздушную среду.

3. Здания и сооружения социально-культурного назначения, включая и жилой фонд, представляют крупнейшие недвижимые объекты собственности.

4. Основные производственные средства в виде сооружений, зданий, оборудования, машин..., непосредственно участвующих в производстве.

5. Материально-имущественные ценности, находящиеся и используемые как в

производственной сфере (материалы, сырье, энергия), так и в быту (предметы обихода, одежда, домашнее и иное имущество).

6. деньги, валюта, ценные бумаги — это собственность, воплощенная в денежной форме.

7. драгоценности — золото, серебро, платина, алмазы...

8. духовно-интеллектуальные, информационные ресурсы и продукты. Это

— объекты интеллектуальной собственности — творения науки, литературы, искусства, открытия, изобретения, проекты, данные, сведения.

9. Рабочая сила — способность людей к трудовой деятельности, потенциал труда, заложенный в человеке и представляющий объект его личной, индивидуальной собственности.

Формой собственности называют ее вид, характеризуемый прежде всего тем, кто является собственником.

Различают несколько форм собственности. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

1.Частная собственность — это такая форма собственности, при которой правом владения, пользования и распоряжения, включая передачу имущества н дохода, обладает отдельный индивид (физическое лицо). Разновидностью частной собственности является личная. Обычно это личные вещи, предметы домашнего обихода.

2.Общая собственность нескольких субъектов. Согласно ГК РФ общая собственность подразделяется на:

-общую совместную собственность (принадлежит всем собственникам вместе и не делится между ними на части);

-общую долевую собственность (разделена на доли, части, паи)

3.Общенародная собственность — принадлежит всем вместе и каждому в отдельности (рыба в реке, ягоды в лесу, пляж на берегу моря).

4.Государственная собственность — это такая система отношений, при которой управление и распоряжение объектами собственности осуществляют представители государственной власти. Государственная собственность существует на уровне всего народного хозяйства (федеральная собственность), на уровне края, области (региональная собственность), на уровне района, города, села (муниципальная собственность).

4. Приватизация в РФ: сущность, цели, этапы, источники и последствия.

Отход от централизованного планирования стал началом системных преобразований в России. Особое значение имеют два аспекта этих преобразований. Во-первых, координация деятельности различных предприятий оказалась под угрозой, так как перестали существовать органы централизованного планирования. В любой взаимозависимой экономике разделение труда должно опираться на координирующий механизм, который упорядочивает экономические и производственные связи. Результатом координации в экономике является создание системы связей между предприятиями. Сеть производственных связей, созданная в рамках экономической системы, является важной составляющей ее основного капитала. Назначение этих связей заключается в сокращении затрат на поиск партнеров и ведении операций.

В условиях социалистической экономики действия отдельных субъектов экономических отношений координируются, и сеть производственных связей создается самой системой планирования. Созданная Госпланом и Госснабом система снижала издержки на ведение операций предприятий, но сами эти органы тратили немало сил на создание таких связей. Кроме того, из-за несовершенства системы планирования предприятия вынуждены были устанавливать неформальные связи для приобретения ресурсов, которые они не могли получить через систему планирования. Возможно, эта система не очень эффективна, но она все же представляет определенную ценность. Создание новых связей требует больших затрат. При переходе к рыночным отношениям имеющиеся связи нарушились, а налаживание новых отдельному предприятию обходится очень дорого. Эти связи гораздо важнее для госсектора, чем для нового частного сектора, который постепенно создает собственные. Неопределенность, связанная с распадом системы связей, — главный фактор, заставляющий предприятия все больше думать о выживании.

Система связей приходит в упадок из-за того, что предприятия пытаются уйти от старых схем поставок. Однако тем, которые прежде поставляли свою продукцию потребителям по заниженным ценам, уход от прежней системы дает немалые выгоды.

Вторая важнейшая черта переходного периода — не всегда ясно, кто руководит предприятием. Формально многие предприятия по-прежнему считаются государственными, однако правительство не способно реально влиять на их деятельность.

Некоторые предприятия приватизированы без должного соблюдения юридической процедуры, так что их приватизация может быть поставлена под сомнение. Таким образом, директора госпредприятий не уверены в долгосрочной стабильности своего положения на предприятии. Тем не менее, директор до тех пор отвечает за перестройку внутри предприятия, пока эта неопределенность не устранена.

Цель экономической реформы заключается в создании новых отношений между предприятиями, а также внутри отдельных предприятий. Но формирование этих отношений займет немало времени. А пока развитие двух упомянутых аспектов системных преобразований означает, что предприятиям приходится действовать в обстановке крайней неопределенности, которая на данном этапе служит причиной появления характерных особенностей в поведении российских предприятий.

Перед современными директорами стоят две важнейшие проблемы. Первая связанна с определением истинной стоимости предприятия. При отсутствии развитого рынка капитала нынешняя оценка предприятия не дает представления о его истинной стоимости. С недостаточным развитием рынка капитала отчасти связано отсутствие рынка руководящих кадров, вследствие чего жалование директора не зависит от размера собственного капитала предприятия

Этапы приватизации.
Приватизация делится на три этапа.

Первый этап- это ваучерный этап, успех которой полностью предопределен балансом интересов в обществе. При этом начинается спонтанный процесс приватизации, причем как в легальных, так и в нелегальных формах. Поэтому первичная приватизация просто узаконивает бывшие при командной экономики нелегальными права собственности. Импульсом к началу этой приватизации является политическая воля государственной власти. Самым важным для этого этапа становится очень быстрое количественное увеличение частных предприятий и структур регулирования прав частной собственности. Признаком завершения первого этапа является уменьшение интенсивности роста количества предприятий, и появления качественных сдвигах в сформировавшихся институтах частной собственности.

Второй этап – это денежная приватизация, которая состоит из двух параллельных процессов: интенсивное перераспределение прав частной собственности после первичной приватизации и упорядочивание хаотического вмешательства со стороны государства в этот процесс. Признаком завершения второго этапа является определенная стабилизация систем новых прав собственности и качественная и количественная стабилизация новой системы экономических механизмов.

На третьем этапе появляется устойчивая система прав собственности. Для этого необходим полностью завершенный комплекс других элементов. Третий этап является последним в программе приватизации, после которого происходит полный переход к рыночной экономике.


Ваучерный этап.
Годом начала крупномасштабной реформы экономической системы на основе разработанного приватизационного законодательства стал 1992 год. 1993-1994 стали годами первого этапа приватизации с наращиванием критической массы количественных преобразований. Программа приватизации, разработанная в 1992 году, стала основополагающей для осуществления масштабной приватизации в 1993-1994 годах и одновременно компромиссом между платной для активной части и безвозмездной для остальной части населения. Этот компромисс обусловил многие недостатки российской приватизационной модели, следствием которых стали многие противоречия на стыке первого и второго этапов приватизации: противоречие между формально устраненной диспропорцией разных типов собственности и реально сохранявшемся доминировании государства как регулятора отношений прав собственности; историческое и логическое противоречия между предпосылками и итогами приватизации в переходной экономике.

Однако все: и критики, и сторонники чековой модели - признают количественный успех программы массовой приватизации. Итоги же за рамками количественных оценок до сих пор являются причиной количественных оценок. На решение о начале массовой приватизации реформаторов побудили, во-первых, низкая платежеспособность населения, во-вторых, нулевой интерес иностранных инвесторов, в-третьих, необходимость максимальных темпов легального процесса для остановки спонтанного процесса, и ряд менее важных причин. Итог массовой приватизации в России является то, что с окончанием массовой приватизации заканчивается и первый этап приватизационной программы. Если говорить о перспективах развития новой системы прав собственности, то важнейшим итогом стало формирование новых правовых и экономических механизмов и институциональных структур.


Этап денежной приватизации.
Если этап первичной приватизации в России в 1992-1994г повлек за собой быстрое наращивание критической массы то ситуации в приватизации второй половины 1994-начала 1996 годов можно дать оценку почти полной заторможенности и неопределенности, когда резко активизировались спонтанные процессы и бесконечный поток деклараций не имел под собой никакой экономической базы. В целом в первые два года денежной приватизации не произошло приватизационного бума. Предприятия до сих пор не могут рассматривать приватизацию как источник крупных инвестиций. Это объясняется тем, что основной целью приватизации 1995 года было финансирование бюджетного дефицита. А компромисса между инвестиционными капиталовложениями и поступлениями в бюджет не бывает. Для 1995 года было характерно и применение новых методов приватизации. Указ Президента РФ 478 от 11 мая 1995 года содержал поручение правительству разработать процедуру передачи в залог и доверительное управление юридическим лицам акций АО, находящихся в госсобственности. Был использован на практике опыт передачи частным учреждениям в траст пакетов акций, находящихся в федеральном ведении.

Итак, основным итогом денежного этапа приватизации в России стала стабилизация прав частной собственности.

.Этап устойчивой системы прав собственности.
Этот этап начался в 1996 году и продолжается до сих пор. Последний этап приватизации является самым длительным, ведь конечным его итогом является появление абсолютно устойчивой системы прав собственности. Происходят последние изменения во всех комплексах, связанных с системой частной собственности. И пока еще рано говорить об итогах приватизации в России.


Итоги приватизации
Оценка итогов первого этапа приватизационной компании. Единственная черта ваучерной приватизации - беспримерный темп и масштаб проходивших в ее рамках событий. Массовая приватизация - явилась ключевым элементом российских экономических, и политических реформ. Беспрецедентные темпы и масштабы этой кампании сделали необратимым весь процесс реформирования России.

К негативным итогам этого этапа приватизации в России являются:

1. Разрыв между поставленными целями и реальными результатами: практически ни одна из поставленных целей приватизации не была достигнута.

2. Несовпадение становления комплекса рыночных механизмов и институтов, необходимых для создания сферы эффективного функционирования приватизированных предприятий, с темпами приватизации.

3. Не была проведена реальная оценка приватизированного имущества, в результате чего допущено его растрачивание.

4. Формы и способы проведения приватизации не обеспечивали учета разнообразия конкретных условий, в которых находились приватизируемые предприятия, и превратили широкие слои населения в пассивных участников, развивающихся процессов.

Государственная Дума приняла новый Закон, который призван скорректировать законодательство о приватизации, привести его в соответствие с интересами государства, всего населения страны.

Затрагивая вопрос о влиянии приватизации на работу предприятий, а также и на ведущие промышленные отрасли, следует сказать что, «В результате приватизации более половины ВНП стало производиться в негосударственном секторе. Спад производства на приватизированных предприятиях был на 10% меньше, чем в среднем по промышленности».

Констатируется, что «привлечение в инвестиционные программы исключительно отечественного капитала далеко не всегда обеспечивает достаточный уровень эффективности производства и оптимальные сроки окупаемости инвестиций»; в связи с этим выражено сожаление о недостаточной вовлеченности в приватизацию иностранных инвесторов. Тем не менее «в 1992-1994 годах иностранными инвесторами приобретено на аукционах и инвестторгах в общей сложности около 10% акций приватизированных предприятий, что принесло государству $1 млрд.».


В отраслевом разрезе наиболее привлекательными для иностранных инвесторов в третьем квартале 1994 года явились (в $ млн.):

Название отрасли Млн.$ Название отрасли Млн.$
Топливная промышленность З50,9 Строительство 22,8
Торговля и общественное питание 12,7 Другие промышленные производства 9,9
Черная металлургия 7,6 Транспорт и связь 6,9
Пищевая промышленность 5,2 Деревообрабатывающая промышленность 4,7
Услуги 4,0 Наука и научное обслуживание 4,0


Это небольшие итоги первого этапа приватизации в России, как показывает «Отчет об основных итогах чековой приватизации», представленный Госкомимуществом РФ. Однако о конечных итогах говорить еще слишком рано.

С Указом Президента РФ возникает начало действия нового этапа в приватизационной компании - этапа так называемой денежной приватизации. Появился также документ, заложивший мощный юридический фундамент «особого пути» российской столицы в приватизации. Московская городская дума 18 января приняла «Основные положения приватизации государственных и муниципальных предприятий города Москвы».

Во втором этапе приватизации в г. Москве, на планы московских властей может повлиять - проект постановления московского правительства «О проведении городского облигационного займа реализации Основных направлений приватизации предприятий в г. Москве после 1 июля». Из него следует, что администрация Москвы в лице Москомимущества собирается эмитировать заем, гарантированный акциями приватизированных и подлежащих приватизации предприятий. Предполагаемый объем эмиссии на 1996 год - 1,6 трлн. руб. Эти средства, так же как и деньги, предназначенные для санации московских предприятий, аккумулируются в Инвестиционном фонде пост приватизационной поддержки предприятий.

Что касается этапа денежной приватизации по России, то уже в ноябре 1994 года Госкомимуществом было начато составление плана-графика денежных аукционов. По замыслу его составителей, все акции крупных предприятий, предназначенные для реализации на инвестконкурсах, должны были продаваться на денежных аукционах.

В связи с тем что, экономическая и политическая жизнь России имела и имеет свои особенности как к началу проведения приватизации собственности, так и в конце этих процессов, то, вследствие этого, приватизационные процессы носили также свои отличительные стороны. В связи с этим данные особенности и отличия российского варианта приватизации привели, некоторым образом, к определенным проблемам, негативным эффектам, возникшим в ходе первого этапа приватизации и разгосударствления и после него. На сегодняшний момент можно подвести небольшие итоги проведения этапа приватизации.

Если взглянуть на такую проблему, как приватизация и уровень управляемости экономики, то Комитет считает, что в ходе приватизации органы госуправления потеряли право вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий. Более того формально существующая возможность влиять на эту деятельность через закрепленные в госсобственности пакеты акций ключевых предприятий не используются, поскольку «до сих пор не создана реально действующая система управления» такими пакетами.

Анализ не обошел и такой проблемы, как «Приватизация и уровень спада промышленного производства». В этом смысле Комитет комментирует так эту проблему: «В ходе приватизации не обеспечено повышение эффективности работы приватизированных предприятий». Далее авторы говорят о том, что в конечном итоге она и не должна была ее повысить: она должна была создать условия для ее повышения, которые, по их утверждению, и создала. Можно много говорить об успешной работе или провале отдельных приватизированных предприятий. Однако практически полностью отсутствуют официальные обобщающие данные, показывающие эффективность или неэффективность работы всей совокупности приватизированных предприятий. Комитет по собственности и приватизации утверждает, что «в ходе приватизации был допущен ряд действий, которые существенно осложнили работу промышленных предприятий и, соответственно, привели к углублению спада промышленного производства». Во-первых, «к серьезным негативным последствиям привело необдуманное принятие решений о выделении при приватизации структурных подразделений в самостоятельные предприятия». Во- вторых, Комитет крайне негативно оценивает как насильственную приватизацию фирменных магазинов, принадлежавших промышленным предприятиям, так и лишение последних права покупать объекты приватизации. В результате предприятия лишились собственной торговой - сети и возможности ее хоть как- то воссоздать, усилился монополизм оптовой торговли. В-третьих, комитет полагает, что на финансовое положение многих предприятий отрицательно повлияло отвлечение средств на выкуп собственных акций.

Необходимо также затронуть вопрос о финансовой проблеме промышленных предприятий в пост приватизационный период первого этапа. Рассмотрим ее на примере АМО «ЗИЛ». Среди приватизированных предприятий сейчас едва ли не большинство не имеет иного решения своих финансовых проблем, нежели вторая эмиссия. Но успешное ее размещение здесь и сейчас - дело очень трудное. Эту проблему было легче решить АМО «ЗИЛ» с помощью правительства России. На основании Постановления правительства России от 30.12.94 № 1469 «О финансовом оздоровлении и государственной поддержке структурной перестройки АМО «ЗИЛ»» завод получил:

§ отсрочку по платежам в федеральный бюджет и по уплате пеней на недоимки по налоговым платежам - с выделением «инвестиционного кредита»;

§ сокращение мобилизационных мощностей по производству грузовых автомобилей и ежегодное финансирование затрат АМО «ЗИЛ» на содержание оставшихся мобилизационных мощностей;

§ выделение в 1994-1996 годах инвестиционного кредита в размере 300 млрд рублей;

§ возврат не позднее 1 июля 1995 г. задолженности иностранных государств перед АМО «ЗИЛ» за продукцию, поставленную им за границу по межправительственным соглашениям, заключенным до 1992 года;

§ включение в государственный заказ на 1995 года задания АМО «ЗИЛ» на поставку грузовых автомобилей для Минобороны и Министерства по чрезвычайным ситуациям «в количествах, согласованных с указанными министерствами и ЗИЛом»;

§ передача в собственность предприятий АМО «ЗИЛ» на безвозмездной основе объектов социальной и культурной сферы, находящиеся на балансе предприятий акционерного общества на праве полного хозяйственного ведения;

§ продажа в установленном порядке предприятиям АМО «ЗИЛ» земельных участков, находящихся в их пользовании;

§ предоставление в 1 квартале 1995 г. за счет средств федерального бюджета ссуды в размере 150 млрд рублей для проведения структурной перестройки;

По мнению участников конференции в Цюрихе, в ходе второй волны инвестиции будут носить ужу не совсем портфельный характер. Участники рынка будут вкладывать средства не в определенный набор отраслей, а в конкретные предприятия - с целью проведения их оздоровления последующей продажи инвесторам производственным. Таковы прогнозы поступления западных инвестиций, решения важной инвестиционной проблемы для приватизированных предприятий в России.

На основе вышеизложенного можно подчеркнуть еще раз о том, что решение проблем приватизированных предприятий на данном этапе, решение проблем денежной приватизации должно быть поддержано правительством России, иностранными инвесторами, а также крупными российскими инвесторами, и главным образом необходимыми нормативными актами Президента России и должными действиями Госкомимущества. Необходимо также четкая технология управления на промышленных предприятиях, так как и менеджмент может оказать хороший эффект на ход оздоровления приватизированных промышленных предприятий в России, так эта проблема сейчас аиболее важна для становления российского рынка.

5. Сущность натурального хозяйства и его основные черты.

Исторически первым типом организации производства стало натуральное хозяйство.

В условиях хозяйства данного типа производство направлено на удовлетворение собственных потребностей производителя. Натуральное хозяйство как тип организации преобладало на ранних стадиях становления общественного труда как целостной системы. Натуральный тип общественного хозяйства был представлен в таких организационных формах, как первобытная община; азиатская община, основанная на использовании естественных производительных сил (теплый климат, плодородные почвы, оптимальное распределение осадков, позволявшее собирать по два урожая в год); античная община, в которой ведущую роль играли рабы; германская община (марка), которая делится на малые семьи, владеющие отчужденным участком – аллодом (наследственная индивидуально-семейная земельная собственность, находившаяся в полном распоряжении ее владельца). Германская община являлась первоначальной основой феодализма.

В России натуральное хозяйство являлось важнейшей основой существования барщинно-крепостнической системы.

Основные черты натурального хозяйства.

Производственно-экономическая замкнутость. Общество, в котором доминирует натуральное хозяйство, отличается тем, что оно состоит из массы разобщенных, оторванных друг от друга хозяйств (семей, общин, индивидуальных хозяйств), каждое из которых опирается на собственные ресурсы, выполняет самостоятельно все виды работ от добычи сырья до подготовки изделия для потребления. В современных условиях в процессе распространения в России суверенизации появились тенденции к натурализации производства, самообеспечению всем необходимым, к экономической замкнутости различных территориальных образований.

Универсальный труд. В натуральном хозяйстве преобладает ручной универсальный труд. Работы выполняются с помощью простейших орудий труда и кустарного инструмента.

Труд в этих условиях является малопроизводительным.

Прямые экономические связи. Натуральному хозяйству свойственны прямые экономические связи между производством и потреблением. Продукция делится между участниками хозяйства и непосредственно поступает в потребление. С развитием производительных сил и общественного разделения труда появляется специализация производства, на основе чего возникает товарное производство.

По сравнению с натуральным товарное хозяйство является более развитым и сложным.

Товарное производство – это тип организации общественного хозяйства, при котором продукты создаются для продажи, для обмена.

Материальные условия возникновения товарного хозяйства.

Первое условие – общественное разделение труда, которое привело к качественной дифференциации трудовой деятельности, когда каждый производитель специализируется на изготовлении определенных видов продукции. В процессе развития разделения труда на смену универсальному производителю приходит специализированный производитель, а потребности остаются универсальными. Данное противоречие разрешается путем обмена.

Обмен выступает как форма разрешения противоречия между универсальностью потребностей и специализацией производства. При этом обмен принимает товарные отношения в форме купли-продажи.

Второе условие – экономическая обособленность, экономическая независимость производителей друг от друга, которая обусловливается формой собственности на средства производства. Экономическая независимость не означает ликвидацию взаимодействий товаропроизводителей на основе общественного разделения труда. Хозяйственные связи устанавливаются, но они осуществляются опосредованно, через рынок.

Третье условие – открытость производства и установление косвенных связей между производителями – обусловлено тем, что производители создают товары не для собственного потребления, а для продажи на рынке.

В заключение следует отметить, что в экономической литературе товарные и рыночные отношения, как правило, отождествляются, несмотря на то что товарное производство возникло задолго до появления рыночной экономики. Оно зародилось в период первого крупного разделения труда, когда произошло отделение животноводства от земледелия. Возникнув в период разложения первобытнообщинного строя, товарное производство получило распространение в рабовладельческом обществе, а затем при феодализме. Рыночные же отношения приобрели всеобщий характер только при капитализме. Такая характеристика товарного типа хозяйства показывает, каким образом происходили его возникновение и становление. Реальные процессы функционирования товарного производства являются более сложными и многообразными. Чтобы вскрыть эволюцию товарного типа хозяйства и особенности его проявления на разных этапах развития, следует выделить характерные модели.

Простое товарное хозяйство характеризуется ограниченностью товарного производства, когда в сферу товарных отношений вовлечена лишь незначительная часть производимых в обществе продуктов труда. К отличительным особенностям простого товарного хозяйства относятся:

неустойчивые связи между товаропроизводителями; нерегулярный обмен излишками производимой продукции;

сделки, которые нередко имеют натуральную форму; слабое развитие товарно-денежных отношений.

В условиях данного типа хозяйства преобладало мелкое раздробленное производство, основанное на использовании примитивной ремесленной техники. Целью крестьянской семьи или семьи ремесленника являлось самообеспечение, сочетающее основанные на личном труде натуральное и товарное производство.

Товарное хозяйство свободной конкуренции как модель рыночной экономики. Данная модель как целостная система сформировалась на стадии машинного производства. Ее отличительная особенность состоит в том, что товарная форма связи приобретает всеобщий характер. В товарный оборот вовлекаются рабочая сила, земля, средства производства.

Характерными чертами модели являются частная собственность на средства производства и свободная конкуренция.

Венгерский ученый Я. Корнаи характеризует товарное хозяйство свободной конкуренции как «свободную экономику» и выделяет следующие ее основные черты:

беспрепятственное проникновение на рынок и уход с него;

честная конкуренция на рынке;

свободное возникновение и охрана частной собственности;

индивидуальная инициатива и предпринимательство;

защита от излишнего государственного вмешательства силой закона (Корнаи Я. Путь к свободной экономике. – М., 1990. – С. 12).

К. Макконнелл и С. Брю отмечают, что капитализм – это рыночная экономика, которая характеризуется следующими принципами:

наличие частной собственности;

свобода предпринимательства и выбор;

личный интерес как главный мотив поведения;

конкуренция, включающая наличие большого числа покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса; свобода для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их;

опора на систему цен, играющую роль основной организующей силы; ограниченная роль правительства (Макконнелл К., Брю С. Экономикс. – М., 1992. – С. 51, 53).

Аналогичные принципы функционирования рыночной экономики выдвигаются и другими западными экономистами. Экономика свободной конкуренции нередко сравнивается с чистым капитализмом. Однако в реальной действительности экономические системы располагаются между крайностями. В частности, К. Эклунд отмечает, что модель «чистой рыночной экономики» основывается на ряде нереалистических предположений (Эклунд К. Эффективная экономика. Шведская модель. – М., 1991. – С. 75). Поэтому товарное хозяйство свободной конкуренции в определенной мере является универсальной моделью, которая охватывает не только мелкое, но и капиталистическое товарное производство.

Товарное хозяйство регулируемого рынка. Современное рыночное хозяйство основывается на взаимодействии государственного и частного секторов. Интенсивность воздействия государства на экономику определяется социальной направленностью развития, размерами производства товаров и услуг общего назначения, уровнем сдерживания отрицательных последствий в социальной, экологической и других сферах экономического развития.

В зависимости от степени такого воздействия различают следующие модели рыночного хозяйства:

Модель социального рыночного хозяйства, главной целью которого являются целевые государственные программы, направленные на защиту интересов граждан.

Модель смешанной экономики, отличительной особенностью которой является создание условий для развития предпринимательства.

Модель корпоративной экономики, целевая направленность которой заключается в защите интересов крупного бизнеса.

Первая модель характерна для Германии, вторая – для США, третья – для Швеции и Японии. Для российской экономики более предпочтительной является социально ориентированная система, основанная на активном использовании прогрессивных возможностей рыночной экономики, допускающей применение плановых рычагов управления народным хозяйством.

6. Товар и товарное хозяйство. Закон стоимости.

Существует множество определений понятию товар. Вот несколько из них:

· Товар — это результат взаимодействия человека со средствами производства (личностного и вещественных факторов производства), который получает материальную или нематериальную форму.

· Товар – это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена.

· Карл Маркс выдвинул такое определение этому понятию: «Товар есть внешний предмет (вещь), которая удовлетворяет какие-либо человеческие потребности, в силу ее свойств».

· Товар есть благо, являющееся результатом производства одного субъекта экономики и поступающее в потребление другого субъекта через обмен в форме купли-продажи. За данным определением скрывается довольно сложная совокупность экономических отношений.

Во-первых, товар отражает отношения собственности. Любой товар выступает в качестве объекта собственности. Собственник товара готов передать его другому в обмен на нечто равноценное.

Во-вторых, существуют отношения по поводу производства товара. К ним можно отнести отношения, обеспечивающие специализацию на производстве того или иного товара и возможность возникновения на ее основе кооперации. При производстве товара возникают также отношения конкуренции, в ходе которой производители стремятся сделать товар более привлекательным для покупателей.

В-третьих, по поводу товара складываются отношения распределения. Поскольку каждый товар выступает как часть общественного продукта, то, продавая и покупая товары, люди тем самым участвуют в распределении этого продукта.

В-четвертых, товар становится объектом потребления, поскольку, в конечном счете она создается для удовлетворения каких-то потребностей.

Товарное хозяйство — форма экономической организации, когда товары производятся отдельными обособленными производителями, и для удовлетворения потребностей требуется обмен (торговля).

Основные черты товарного хозяйства

· Продукция производится с целью продажи

· Общественное разделение труда и специализация на выпуске какого-либо товара

· Товарно-денежные отношения носят всеобщий характер

· Связь между производством и потреблением опосредована рынком


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: