Виды денег

Основными видами денег являются товарные (commodity money) и символические деньги (token money). Деньги возникли из потребностей товарного обмена, по мере развития и усложнения которого появилась необходимость выделения товара, измеряющего ценность всех других товаров. В разных странах эту роль выполняли разные товары: соль, скот, чай, пушнина, кожа (достаточно вспомнить, что первыми деньгами в России были кусочки кожи), благородные металлы, ценные ракушки и даже свиные хвостики, сушеные шкурки бананов и собачьи зубы. Так появились товарные деньги.

Отличительной чертой товарных денег является то, что их ценность как денег и ценность как товаров одинаковы. Товарные деньги могут появиться и в современных условиях, когда по каким-то причинам обычные деньги не используются или не могут быть использованы. Такими причинами могут быть либо изоляция от внешнего мира (так, в тюрьмах деньгами выступают сигареты), либо высокая инфляция и гиперинфляция, которая разрушает денежный механизм, заменяя его бартером (например, в годы Гражданской войны в России деньгами были соль, спички и керосин, а в 1993-94 годах в России бартер составлял более половины обменных операций).

По мере развития обмена роль денег закрепилась за одним товаром – благородными металлами (золотом и серебром). Этому способствовали их физические и химические свойства, такие как: 1) портативность (в небольшом весе заключена большая ценность – в отличие, например, от соли); 2) транспор-табельность (удобство перевозок – в отличие от чая); 3) делимость (разделение слитка золота на две части не приводит к потере ценности – в отличие от скота); 4) сравнимость (два слитка золота одинакового веса имеют одинаковую ценность – в отличие от пушнины); 5) узнаваемость (золото и серебро легко отличить от других металлов); 6) относительная редкость (что обеспечивает благородным металлам достаточно большую ценность); износостойкость (благородные металлы не подвергаются коррозии и не теряют своей ценности с течением времени – в отличие от мехов, кожи, ракушек).

В разных странах существовали разные денежные системы:

• монометаллизм (если в качестве денег использовался только один металл – либо золото, либо серебро), • биметаллизм (если в качестве денег использовались оба металла).

Поначалу благородные металлы использовались в виде слитков. Обслуживание обмена требовало постоянного взвешивания и деления слитков. Поэтому в VП веке до н/э в Древнем Риме в храме богини Монеты слиткам стали придавать плоскую форму, ставить вес металла и чеканить портрет правителя. Так появилось монетное денежное обращение. По мере использования монеты стирались, их вес уменьшался, но при обмене их ценность оставалась прежней. Это навело на мысль о возможности замены полноценных золотых и серебряных денег символами ценности, т.е. бумажными и металлическими (изготовленными из неблагородных металлов – меди, олова, никеля) деньгами.

Бумажные и металлические деньги – это символические деньги (token money). Их особенность в том, что их ценность как товаров не совпадает (гораздо ниже) с их ценностью как денег. Для того, чтобы бумажные и металлические деньги стали законным платежным средством, они должны быть декретными деньгами (fiat money), т.е. узаконенными государством и утвержденными в качестве всеобщего платежного средства.

Бумажные деньги впервые появились в Китае в ХII веке. В США первые бумажные деньги были напечатаны в 1690 году в штате Массачусетс. В России первый выпуск бумажных денег, которые получили название «ассигнаций», произошел в 1769 году по приказу Екатерины II (поэтому неофициально они назывались «екатеринками»). Особенностью бумажных денег того времени был их свободный размен на золотые деньги (действовала система «золотого стандарта»).

В современных условиях декретные деньги дополняются кредитными деньгами, которые называются «IOY- money» (I owe you-money), что в переводе означает: «Я должен вам деньги»). Деньги представляют собой долговое обязательство. Это может быть долговое обязательство Центрального банка (наличные деньги) или долговое обязательство частного экономического агента. Поэтому бумажные деньги – это кредитные деньги. Различают три формы кредитных денег: 1) вексель 2) банкнота 3) чек.

Вексель - это долговое обязательство одного экономического агента (частного лица) выплатить другому экономическому агенту определенную сумму, взятую взаймы, в определенный срок и с определенным вознаграждением (процентом). Вексель, как правило, дается под коммерческий кредит, когда один человек приобретает товары у другого, обещая расплатиться через определенный период времени. Человек, получивший вексель и не получивший деньги, может передать его другому лицу, поставив на векселе передаточную надпись – индоссамент. Так появляется вексельное обращение.

Банкнота (banknote) – это вексель (долговое обязательство) банка. В современных условиях, поскольку правом выпускать в обращение банкноты обладает только Центральный банк, наличные деньги являются долговыми обязательствами Центрального банка.

Чек – это распоряжение владельца банковского вклада выдать определенную сумму с этого вклада ему самому или другому лицу.

Пластиковые карточки делятся на кредитные и дебетные, но ни те, ни другие не являются деньгами. Во-первых, они не выполняют всех функций денег, и прежде всего не являются средством обращения. Во-вторых, что касается кредитных карточек, то это не деньги, а форма краткосрочного банковского кредита. Дебетные карточки (которые почему-то в России носят название кредитных карточек) не относятся к деньгам, поскольку предполагают возможность снимать деньги с банковского счета в пределах суммы, ранее на него положенной, и поэтому уже включены в качестве компонента денежной массы в общую сумму средств на банковских счетах.

Валюта (англ. Currency) в широком смысле этого слова представляет собой любой товар, способный выполнять функцию денег при совершении обмена товарами на рынке внутри страны или на международном рынке[1]. В узком смысле валю́та представляет собой денежную единицу — ключевой элемент денежной системы государства, а также региональной или мировой валютной системы: денежный знак, полноценная монета, счётная денежная единица и другие выполняющие функции денег меры стоимости, средства обращения и платежа. Данные денежные единицы в соответствии с законодательством данного государства (территории) или международными соглашениями являются[2][3][4]:

· базой для определения масштаба цен, то есть той единицей, в которой выражаются цены на товары и услуги;

· законным средством платежа на территории государства (территории), то есть обязательной к приёму для расчётов, погашения долга на территории данного государства (территории). Государства могут устанавливать ограничение на использование денежных знаков в качестве законных платёжных средств в зависимости от суммы или от вида платежа;

· Общепринятым в практике международных расчётов средством осуществления валютно-кредитных операций, основанным на международных соглашениях и обычаях делового оборота.

К валюте установлены два основных требования: подлинность и платёжность.

Валю́тный курс — цена (котировка) денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны, драгоценных металлах, ценных бумагах.

Понятие «обмен валюты» связано с такой её характеристикой, как конвертируемость. Степень конвертируемости валюты определяется механизмом государственного регулирования валютных операций. Валюту называют свободно конвертируемой, если в стране этой валюты к резидентам и нерезидентам не применяют какие-либо ограничения на осуществление валютных сделок, и неконвертируемой, если в стране этой денежной единицы действуют законодательно установленные ограничения почти на все виды операций с ней. Частично конвертируемой считается валюта стран, в которых действуют ограничения и регламентации на некоторые виды обменных операций или для некоторых участников этих операций. Свобода конвертации валюты должна опираться на экономическую стабильность страны, то есть одного законодательного разрешения обмена валюты недостаточно, необходимы доверие к валюте и оценка экономической состоятельности страны. [источник?] Таким образом конвертируемость — это способность валюты свободно обмениваться на другие валюты и обратно на национальную валюту на валютных рынках.

1. Рынок, его элементы и функции.

Рынок, его элементы и функции. Виды рыночных структур.

рынок конкуренция заработная плата

Под современным рынком понимают любую систему, дающую возможность покупателям и продавцам совершать свободную куплю-продажу товаров. Рыночная структура может выступать в различных формах. Это может быть традиционный рынок на городской площади; товарная, фондовая, валютная биржи или биржа труда; газетные объявления типа “продаю-покупаю”; информационно-компьютерные системы купли-продажи товаров и т. д. Существуют множество видов рынков, главные из которых можно сгруппировать по следующим трем признакам.

Основные виды рынков с точки зрения соответствия действующему законодательству, по экономическому назначению объектов рыночных отношений и по пространственному признаку:

- легальный рынок

- теневой рынок

- потребительский рынок

- рынок капиталов

- рынок рабочей силы

- рынок информации

- финансовый рынок

- валютный рынок и др.

- местный рынок

- национальный рынок

- международный региональный рынок

- мировой рынок

Каждый из этих рынков, в свою очередь, можно разделить на составляющие элементы. Так рынок средств производства включает рынок земли, станков, кормов, газа и т. д. рынок информации - рынки научно-технических разработок, ноу-хау, патентов и др.; финансовый рынок - рынки ценных бумаг, банковских ссуд и других кредитных ресурсов.

Взаимодействие всех элементов рынка позволяет ему выполнять следующие функции:

1) Балансирующая. Если спрос превышает товарное предложение, то растут цены. Новые высокие цены снижают спрос и уравновешивают его с товарным предложением, т.е. рынок при помощи изменения цен регулирует соотношение между спросом и предложением.

2) Санирующая (очистительная) из нескольких предприятий на рынке получает наибольшую прибыль предприятие с низкими затратами. Посредством механизма цен рынок избавляется от неэффективности производителей, т.к. предприятия с высокими затратами погибают.

3) Рынок устанавливает оптимальные пропорции в экономике. Если какого-либо товара производится недостаточно по сравнению с потребностью в нем, то, исходя из первой функции - балансирующей - растут цены. Высокие цены привлекают внимание других производителей, и они начинают производить выгодную продукцию, насыщают рынок до необходимой пропорции.

4) Опосредующая. Рынок опосредует многие отрасли экономики, устанавливает связи между посредниками наиболее выгодным образом, повышая тем самым, торгово-операционную эффективность экономики.

2. Классификация рынков.

Рынок имеет свою структуру.

Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.

Можно назвать следующие признаки структуры рынка:

· тесные связи между ее элементами;

· определенная устойчивость этих связей;

· целостность, совокупность данных элементов.

Не смотря на отсутствие общепринятой классификации рынков, их можно разделить на группы по определенным признакам:

Организационный признак (степень ограничения конкуренции)

· Рынок совершенной (свободной) конкуренции характеризуется наличием многих продавцов, однородностью продукции. Продавец продукции не имеет возможности влиять на уровень цен.

· Рынок монополистической конкуренции характеризуется наличием многих продавцов. Товар имеет определенные свойства, которые отличают его от других. Продавец способен влиять на цену своей продукции (в определенной мере).

· Олигополистический рынок характеризуется наличием немногих продавцов. Они предлагают однородную или дифференцированную продукцию. Цены устанавливаются по типу лидерства, т.е. большинство фирм стремится установить такую же цену, как и наиболее крупные фирмы на этом рынке.

· Монополистический рынок характеризуется наличием одного продавца. Он устанавливает максимально высокую цену, но в пределах платежеспособного спроса.

Пространственный признак

· Местный рынок

· Региональный рынок

· Национальный рынок.

· Рынок покупателей;

· Рынок продавцов;

· Рынок государственных учреждений;

· Рынок промежуточных продавцов – посредников и др.

Функциональный признак (экономическому назначению объектов рыночных отношений)

· Рынок товаров и услуг

· Рынок труда

· Финансовый рынок

· Информационный рынок

· Рынок недвижимости

· Валютный рынок

Помимо этого рынок делится:

По характеру продаж:

Оптовый Розничный Фьючерсный

По степени регулируемости:

Регулируемый Не регулируемый

По уровню насыщения:

Равновесный Избыточный Дефицитный

По соответствию законодательным нормам:

Легальный «Черный»

По товарным группам:

· Рынок товаров производственного назначения;

· Рынок потребительских товаров (например, продовольствия);

· Рынок сырья и материалов и т.д.

По степени зрелости:

· Неразвитый рынок;

· Развитый рынок;

· Формирующийся рынок.

По характеру ассортимента товаров:

· Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;

· Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;

· Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;

· Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

По отраслевому признаку:

· Рынок автомобилей;

· Рынок нефти;

· Рынок компьютерной техники и т.д.

Выделяют также следующие виды рынков:

· Рынки товаров и услуг, куда включают рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения.

· Рынки факторов производства, в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.

· Финансовые рынки, т.е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки.

· Рынки интеллектуального продукта, где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.

· Рынки рабочей силы, представляющие собой экономическая форма движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).

В реальной практике основные виды рынков подразделяют на различные субрынки, или рыночные сегменты.

Сегментация рынка – это разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегментация рынка может быть проведена разными путями с использованием различных факторов:

С учетом географических факторов можно выделить группы потребителей по регионам, административному делению, плотности населения, климатическим условиям. С учетом демографических факторов можно сгруппировать потребителей по возрасту, полу, размеру семьи, уровню доходов, профессиональному составу, уровню образования, религиозной принадлежности, национальному составу. С учетом поведения различных групп потребителей можно выделить следующие сегменты рынка: приобретение товаров носит случайный характер; поиск выгод при покупке товаров; статус постоянного клиента; эмоциональное (положительное, негативное, безразличное) отношение к товару. Потребителей также можно разделить на группы:

· по социальному составу (с различной степенью достатка),

· стилю жизни (элитарный, молодежный, спортивный и т.д.),

· личным качествам (амбициозные, авторитарные, импульсивные).

Типы и виды рынков не изолированы, а неразрывно связаны и существуют как единая рыночная система, все элементы которой находятся в определенных соотношениях друг с другом. Роль этих соотношений, пропорций исключительно велика.

3. Закон спроса и закон предложения.Равновесная цена. Эластичность спроса и предложения.

Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров нарынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше величина спроса (готовность покупать) и тем меньше величина предложения (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом.

Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно в видегиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.

Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой —товар-субститут.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

• Уровень доходов в обществе;

• Размеры рынка;

• Мода, сезонность;

• Наличие товаров-субститутов (заменителей);

• Инфляционные ожидания.

Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.

Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.

Факторы, влияющие на предложение:

1. Наличие товаров заменителей.

2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень технологий.

4. Объём и доступность ресурсов.

5. Налоги и дотации.

6. Природные условия

7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)

8. Размеры рынка

' Равнове́сная цена или нормальная цена — это цена, при которой объём спроса равен объёму предложения, и этот объём, соответственно, является равновесным. Равновесная цена, это:

• цена, при которой спрос и предложение равны;

• цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;

• цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

Ни продавцы, ни покупатели не имеют побуждающих мотивов к изменению ситуации на рынке в случае установления равновесия, то есть имеет место баланс. В случае формирования любой другой цены, отличной от равновесной, продавцы и покупатели получают эффективный стимул к трансформации положения на рынке.

Эластичность спроса — это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объёма (в %) превышает процентное выражение снижения цен.

Если показатели падения цен и увеличения спроса, выраженные в процентах, равны, то есть рост объёма спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, то эластичность спроса равна единице.

В случае, когда степень понижения цен превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен. Следовательно, эластичность спроса — показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара.

Эластичность спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением доходовпотребителей. Поэтому различают эластичность спроса по цене и по доходам. Есть и спрос с единичной эластичностью. Это ситуация, при которой и доход, и величина спроса изменяются на одинаковый процент, так что общий доход остаётся постоянным по мере изменения цены.

Реакция потребителей на изменение цены товара может быть сильной, слабой, нейтральной. Каждый из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичный. Возможны варианты, когда спросоказывается абсолютно эластичным или совершенно неэластичным.

Эластичность спроса измеряется количественно через коэффициент эластичности по формуле:

• K o — коэффициент эластичности спроса

• Q — процент изменения количества продажи

• P — процент изменения цены

Как правило, существуют товары с разной эластичностью по цене. В частности, хлеб и соль являются примерами неэластичного спроса. Повышение или снижение на них цен в целом не влияет на количество их потребления.

Знание степени эластичности спроса на товар имеет большое практическое значение. Так, например, продавцы товара с высокой эластичностью спроса могут пойти на снижение цены с целью резко увеличить объём продаж и получить прибыль больше, чем если бы цена товара была выше.

Для товаров с низкой эластичностью спроса подобная ценовая практика неприемлема — при снижении цены объём продаж изменится слабо и не компенсирует упущенную выгоду.

При наличии большого количества продавцов спрос на любой товар будет эластичным, поскольку даже незначительное повышение цены одним из конкурентов заставит потребителей обращаться за покупкой к ​​другим продавцам, предлагающих этот же товар дешевле.

Эластичность предложения — показатель, воспроизводящий изменения совокупного предложения, которые происходят в связи с ростом цен. В случае, когда увеличение предложения превосходит рост цен последнее характеризуется как эластичное (эластичность предложения больше единицы — E> 1). Если прирост предложения равен приросту цен, предложение называется единичным, а показатель эластичности равен единице (E = 1). Когда прирост предложения меньше прироста цен, формируется так называемое неэластичное предложение (эластичность предложения меньше единицы — E <1). Таким образом, эластичность предложения характеризует чувствительность (реакция) предложения товаров на изменения их цен.

Эластичность предложения вычисляется через коэффициент эластичности предложения по формуле:

• K m — коэффициент эластичности предложения

• G — процент изменения количества предлагаемого товара

• F — процент изменения цены

Эластичность предложения зависит от таких факторов, как особенность производственного процесса, время изготовления продукта и особенность его к длительному хранению. Особенности производственного процесса позволяют производителю расширить производство товара при повышении цены, а при понижении его цены переходит на выпуск другой продукции. Предложение такого товара является эластичным.

Эластичность предложения зависит и от часового фактора, когда производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цены, поскольку для дополнительного производства товара требуется значительное время. Например, увеличить производство автомобилей за неделю практически невозможно, хотя цена на них может возрасти многократно. В таких случаях предложение является неэластичным. Для товара, который не может сохраняться длительное время (например, продукты, которые быстро портятся), эластичность предложения будет низкой.

1. Сущность и виды конкуренции. Методы конкурентной борьбы

Конкуренция — это борьба между предприятиями за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности.

В рыночной системе основное содержание конкуренции — борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, успех который зависит от дешевизны и качества товаров.

Две основные формы конкуренции:

• внутриотраслевая

• межотраслевая

Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между товаропроизводителями одной и той же отрасли, когда предприятия с более высокой, чем средняя, производительностью труда получают дополнительную прибыль, а технически и организационно отсталые предприятия, наоборот, теряют часть индивидуальной стоимости производимых ими товаров и разоряются.

Межотраслевая конкуренция — конкуренция между предприятиями различных отраслей. Она выражается в переливе капиталов отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой долей прибыли.

Различают:

• совершенную (свободную) конкуренцию

• несовершенную конкуренцию

На конкурентном рынке соперники используют разные етоды борьбы:

ценовые, неценовые, нечестные.

Исторически конкуренция в рыночной экономике начиналась с применения преимущественно методов ценового соперничества.

Ценовые методы конкуренции — это конкуренция, в которой главным средством борьбы является цена.

При ценовой конкуренции побеждает тот, кто добивается более низкой цены продукции, чём конкуренты. Это, в сущности, борьба за сокращение издержек производства благодаря использованию достижений научно-технического прогресса, научной организации труда, повышения его производительности и т. п.

В зависимости от форм и целей конкуренции формируются следующие виды цен: монопольно высокие, монопольно низкие, демпинговые, дискриминационные.

Монопольно высокая цена — это разновидность рыночной цены товара или услуги, которая устанавливается монополиями значительно выше стоимости товара и обеспечивает им сверхприбыль. Эта цена устанавливается вследствие выпуска монополиями подавляющего количества экономических благ определенного вида, ограничения ими конкуренции и достижения господствующего положения на рынке.

Практика установления монопольно высоких цен приводит к уменьшению платежеспособного спроса населения, сокращению их реальных доходов. На первый взгляд, продавцы должны быть заинтересованы в высоких ценах на свою продукцию для получения больших прибылей (что, в принципе, соответствует действительности). Но в условиях современной конкуренции этот принцип несколько модифицируется. Наличие на рынке конкурентов сдерживает продавцов от продолжительного установления сверхвысоких цен на свою продукцию. Общее правило можно сформу- лировать так: чем больше на рынке конкурирующих между собой продавцов — тем ниже на нем цены (при прочих равных условиях), и наоборот, чем слабее на рынке конкуренция между продавцами определенной продукции — тем выше будет на нее цена.

Монопольно низкие цены устанавливаются на товары и услуги, которые закупают крупные компании на комплектующие детали у мелких и средних фирм через контрактную систему: на сырье, закупаемое в развивающихся странах; на товары, изготовленные в государственном секторе экономики, и т. д.

Демпинговые цены — это чрезвычайно заниженные цены на товары при продаже их на внутренних и внешних рынках с целью разорения и устранение конкурентов с уже освоенных рынков. А затем конкурент-победитель компенсирует свои потери значительным повышением цен на товары.

Дискриминационные цены — это разные цены на один и тот же товар для различных покупателей. Устанавливая разные подходы к обслуживанию покупателей, фирма осуществляет ценовую дискриминацию. Различают три вида ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация первой степени, или абсолютно ценовая дискриминация, существует, когда каждому потребителю устанавливают индивидуальную цену на уровне его готовности заплатить за благо, т. е. наивысшую из цен, по которой потребитель соглашается купить определенную единицу товара или услуги.

Ценовая дискриминация второй степени состоит в установлении уровня цены в зависимости от объемов продаж. Этот способ дискриминации, как и в предыдущем случае, использует нисходящую кривую рыночного спроса, которая отражает уменьшение готовности покупателя платить при увеличении объема закупок.

Ценовая дискриминация третьей степени (на сегментированных рынках) вводится монополистом, когда можно выделить несколько отдельных групп потребителей с разной эластичностью спроса, т. е. определить так называемые сегменты рынка. После этого тем покупателям, спрос которых является значительно неэластичным, будет предложена высокая цена, а тем, чей спрос эластичный, — низкая.

Это наиболее распространенный вариант ценовой дискриминации. Конечно, и в данном случае монополист получает возможность увеличить собственные прибыли.

Элементы так называемой скрытой ценовой дискриминации имеют место при продаже товаров с дополнительной "нагрузкой", с "подарком", с "низкой ценой" для постоянных покупателей, при сезонных распродажах и т. п.

1. Монополии и их виды

Монопо́лия (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) — структура, при которой на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна фирма. Она производит уникальный, не имеющий аналогов продукт и защищена от вхождения на рынок новых фирм. Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: