1. Внутренний | Рыночный потенциал ограничивается страной происхождения компании; производство и маркетинг ведутся в пределах ее внутреннего рынка. Исследуются пути выхода на международный рынок. |
2. Международный | Возрастает доля экспорта компании, которая, как правило, переходит к мультирегиональной стратегии. Продвижением ее продуктов в некоторых странах могут заниматься маркетинговые агенты. |
3. Многонациональный | Маркетинговые и производственные мощности компании размещаются в разных странах мира. Более 30% объема продаж приходится на поставки в другие государства. Обычно родиной компании является какая-то одна страна. |
4. Глобальный | Компания уже не принадлежит ни одной стране. На этом этапе собственность, контроль и высшее руководство компанией распределяются по нескольким странам мира. Глобальная организация объединяет глобальных потребителей и использует возможности для производства и услуг по всему земному шару. |
Примером мультилокальной компании может служить американская компания Procter and Gamble, производящая изделия для домашнего пользования, а глобальной – Hewlett-Packard – крупнейший в мире производитель электронного оборудования: принтеров, компьютеров и т.п. Эта фирма зарабатывает свыше 50% доходов за границей, ее обслуживают около 100 тыс. служащих, она имеет 600 офисов и торговых баз в 110 странах мира.
Глобальные предприятия должны управляться иначе, чем национальные. Необходимо знание культуры многих наций, так как рабочая сила компаний разноязычна и многолика. Например, около половины сотрудников в компании Ford Motors и Mitsubishi Electric не являются американцами и японцами. Когда фирма становится по-настоящему многонациональной компанией, намного усложняются все аспекты управления, в том числе связанные с подготовкой бюджета, с соблюдением юридических законов и норм, с организацией совещаний, работой с кадрами.
Организационные структуры и виды отчетности должны меняться в соответствии с изменениями природы международного бизнеса. Если бизнес становится глобальным, акцент должен быть сделан на централизацию. Если с течением времени данный бизнес станет менее глобальным, акцент в организационной структуре компании может быть смещен на локальную автономию.