Схема комплексного анализа ОФ представлена на рис. 7.3.
Комплексный подход является частным случаем системного анализа, так как при системном анализе учитывается гораздо больше факторов, влияющих на ОФ, и методика анализа строго должна соответствовать системным принципам. Комплексность в данном случае обусловлена тем, что рассматриваются важнейшие стороны жизненного цикла ОФ – от принятия на балансовый учет до их ликвидации.
Рис. 7.3. Схема комплексного анализа ОФ
Анализ состояния ОФ
Железнодорожный транспорт в лице ОАО «РЖД» обладает колоссальным производственным потенциалом – стоимость основных фондов составляет более 4 трлн. руб., или около 13% стоимости основных фондов по транспорту в целом[4]. Однако техническое состояние подавляющей части ОФ (по данным 2005 г.) ниже критического уровня.
Оценка состояния ОФ определяется результатами анализа:
– видовой структуры;
– возрастной структуры;
– движения и технического состояния.
Движение и техническое состояние ОФ можно установить на основе коэффициентов ввода, вывода, годности и износа.
|
|
Подробнее следует рассмотреть коэффициент износа. Анализ показывает, что износ всех видов ОФ составляет более 64% и значительно превышает его критическую предельно допустимую величину, которая, по расчетам отдельных авторов, немного более 41%.
Износ ОФ по группам видовой структуры показан на рис. 7.4.
Рис. 7.4. Величина износа ОФ по группам видовой структуры
В большей мере изношены активные ОФ. В табл. 7.1 представлена динамика величины износа транспортных средств.
Т а б л и ц а 7.1