B. Разрушение религиозного Вавилона (17:1-18)

(1) Блудница и зверь (17:1-6a) – Один из семи ангелов с семью чашами теперь готов показать Иоанну «суд над великою блудницею.» Символика блудодейства широко используется в ВЗ и представляет собой идолопоклонство или вероотступничество (Ис.23:15-17; Иер.2:20-31; 13:27; Иез.16:17-19; Ос.2:5; Наум.3:4), здесь значение именно такое. Блудница сидит на звере на берегу «многих вод». Согласно 17:15, эти воды представляют собой «люди, и народы, и племена, и языки.» Эта блудница прелюбодействовала со всеми слоями общества, от царей земных до всех остальных жителей земли. (Система Вавилона способна завоевать международное влияние как посредством религии, так и торговли; о религиозной стороне говорится в 17 главе Откровения, а о коммерческой – в Откровении 18). Цари земные готовы пожертвовать любыми своими убеждениями для того, чтобы увеличить власть, подобно тому, как это было в случае с Ассирией, Вавилоном, Римом, и другими государствами в прошлом. Сейчас, а в будущем ещё в большей степени, в этот союз входит отступившая от веры церковь, находящаяся во взаимоотношениях духовного прелюбодеяния с властями этого мира.

Женщина сидит на багряном звере. Это тот же самый зверь, который вышел из моря в 13:1, что видно из его 7 голов, 10 рогов, и богохульных имён. Зверь – это правитель, в совершенстве олицетворяет дух империи. Он контролирует политическую сторону Вавилона, в союзе с блудницей, отвечающей за религиозный аспект. Зверь открыто хулит имя истинного Бога, но это не беспокоит духовных лидеров, стремящихся присоединиться к нему.

7 голов зверя представляют 7 следующих друг за другом в истории царств, а 10 рогов на последней голове зверя представляют 10 царей, правящих вместе с последним Лжехристом. Таким образом, отношения между блудницей и зверем существовали в истории, но наиболее близкими они станут в дни перед возвращением Христа.

Будучи блудницей, женщина одета в цветное, дорогое одеяние, на ней броские украшения. (Её одеяние являет собой резкий контраст с одеянием невесты агнца, которое «виссон чистый и светлый»). Её внешность подобна облику величайшей царицы, и всё это для привлечения к ней любовников. Золотая чаша в её руке помогает в создании царского образа. Блудница благоденствовала, распространяя свои низкие пороки и богохульные действия, убеждая жителей земли пить из чаши. С её точки зрения, чаша символизирует славу и величие, но в действительности она содержит в себе разрушение, которое, как результат греха, сойдёт на неё.

Вот так должен быть переведён 5 стих, со следующей пунктуацией: «И на челе её написано имя, тайна, «Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным.»» Значение «тайны» в том, что истинный характер и личность женщины ранее неизвестной теперь явно открыты. Последующее откровение в Апокалипсисе покажет, что она – это не только великий город (17:18), но и широкая многовековая система идолопоклонства, которую представляет этот город. Эта система началась с Нимрода в равнине Сеннаар и достигнет своего апофеоза в той же области незадолго до прихода Христа. Начало этой ложной религии у Вавилонской башни (Быт.11:1-9), и в будущем этот город вновь выйдет на передний план, как религиозный и коммерческий центр. Роль блудницы, как «матери блудницам и мерзостям земным» сделает её источником всего, что противится истинному Богу. В дни перед возвращением Христа эта вражда проявится в том, что блудница пресытится кровью святых.

(2) Значение символики (17:6б-14) – Наблюдая видение, сам Иоанн дивился, глядя на зверя (но не так, как это будут делать жители земли в будущем). Видя удивление Иоанна ангел предлагает объяснение значения видения. В объяснении ангел использует подробности из 11 и 13 глав Откровения, а также новую информацию.

(a) Он описывает зверя, как того, кто «был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдёт в погибель», что связывает его со зверем со смертельной раной, который был исцелён в 13:3, 12, 14. Слова «и нет его» относятся к его смерти, а тот факт, что он выйдет из бездны говорит о его воскресении. Похоже, что первоначально зверь будет человеческим правителем, который появится на сцене в начале 70-й седмины Даниила. Смертельная рана и последующее воскресение должны произойти ближе к середине седмины, и заставить всех, «чьи имена на записаны в книге жизни», следовать за ним. При возвращении он выходит из бездны, жилища демонов, что указывает на то, что дух, дающий ему силу, - от дьявола. Конечная судьба этого зверя, согласно Откр.19:20, – смерть.

(b) Перед тем как продолжить, ангел объясняет, что необходимо особое духовное понимание для того, чтобы понять значение его объяснения. Семь голов и семь гор – это семь следующих друг за другом империй, с семью царями из 10 стиха во главе, они – олицетворение этих империй. Это двойное обозначение согласуется с седьмой главой Даниила, где Даниил называет 4 зверя-царства четырьмя царями (Дан.7:17). (Обратите внимание на то, что женщина сидит на звере, но она отдельно от него. Она влияет не правя, но навязывая стандарты лжерелигии). Семь царств – это царства, занимавшие главенствующее положение в истории человечества: Египет, Ассирия, Вавилон, Персия, Греция, Рим, и будущее царство зверя. В то время, когда Иоанн получал это откровение, первые пять уже пали (сошли со сцены), ещё одно есть (Рим), и одно грядёт (будущее царство зверя). Обратите внимание на то, что всё они были противниками Божьего народа в истории.

Каким-то образом зверь и один из семи и восьмой. Это связано с тем, что он одновременно царство и царь. Будучи одним из семи, зверь – это царство, будучи восьмым, он – царь над царством, у него была смертельная рана, и он вновь воскрес. Когда это произойдёт, он будет царём восьмого царства, поскольку его правление будет намного сильнее, чем ранее.

(c) 10 рогов – это 10 царей, которые будут править вместе со зверем в последней языческой империи. Согласно Дан.7:7, 24, они полечат власть в последние дни. Они будут править вместе со зверем один час, что указывает на очень короткий промежуток времени. Они единодушно и полностью поддерживают зверя. Все они будут вести войну с Агнцем в последнем конфликте, и будут повержены.

(3) Суд над великой блудницей (17:15-18) – Как об этом упоминалось ранее, воды, рядом с которыми сидит блудница, представляют собой «людей, и народы, и племена, и языки,» что показывает её мировое влияние. В конце, зверь и 10 рогов (политическая система) обернутся против этой развёрнутой религиозной системы. Её большое богатство будет разграблено, а нравственное развращение раскрыто. Тот факт, что её плоть будет пожрана – это просто описание того, что она будет полностью опустошена врагами. Конечное наказание для неё – это разрушение огнём.

Главная причина этих внезапных разногласий между бывшими союзниками – это Сам Бог. Он положил на сердце десяти царям и их лидеру выступить против религиозной системы, которая больше не служит их целям. Всё это происходит в согласии с совершенным планом Бога.

18 стих называет женщину «великим городом, царствующим над земными царями.» Город одновременно является как географическим объектом, так и идеологией, которая распространяется из него. Идеология: это анти христианская религиозная система, связанная с царством зверя, которая стремится к тому, чтобы население земли отвернулось от истинного Бога. Город: это Вавилон на реке Евфрат. (Для того, чтобы установить связь между Откровением 17 и 18 и ветхозаветными отрывками, говорящими о Вавилоне, сравните: Иер.51:13 с Откр.17:1; Иер.51:7 с 17:2, 4; Иер.51:29 с 17:16 и 18:8; Ис. 47:5,7 с 17:17 и 18:7, 8; Иер.51:8 и Ис.13:21 с 18:2; Иер.50:8 и 51:6, 45 с 18:8; Иер.51:63, 64 с 18:21). Следовательно, женщина – это религиозная система, связанная с материальным городом. Томас пишет:

В будущем, в день, ожидаемый на страницах этого пророчества, город станет центральным местом для религиозной системы, непреклонно противящейся христианской истине. Эта система будет некоторое время процветать, завоёвывая влияние на коммерческие и политические структуры своего времени, до тех пор пока зверь и десять царей не решат, что она более не пригодна для их целей. И тогда они уничтожат её. (Томас, Откр.8-22, 307-08)

c. Разрушение финансового Вавилона (18:1-24) – Это тот же Вавилон, о котором говорится в 17 главе, но в данном случае описывается другой аспект города. В 17 главе говорится, что вина города в религиозной мерзости, но в 18 главе она – в похоти, связанной с роскошеством. 18-я глава Откровения подчёркивает любодейство Вавилона с земными купцами, а также с теми, кто плавает по морю. Обе главы описывают две различные системы, центры которых расположены в настоящем городе Вавилоне. 17 глава Откровения даёт описание религиозной системы, оперирующей не зависимо от истинного Бога, в то время как 18 глава описывает подобную экономическую систему. Обе главы дают описание того, как эти два аспекта придут к своему драматическому завершению, а также того, как это повлияет на весь оставшийся мир.

(1) Ангел впервые объявляет суд над Вавилоном (18:1-3) – Теперь Иоанн видит иного ангела (отличного от того, который помогал в 17:1), спускающегося с неба и имеющего великую власть. Слава этого ангела такова, что она освещает всю землю. Он объявляет громко и с авторитетом. Его голос первый в ряду голосов, опирающихся на ветхозаветное описание Вавилона (Ис.13, 14, 34 и 47; Иер.50-51), Тира (Иез.26-28), и Ниневии (Наум 3; Соф.2:15). Ангел провозглашает падение Вавилона, используя образный язык для описания полного опустошения города. Не смотря на то, что древний Вавилон пал в 539 до н.э., это не было окончательным исполнением ветхозаветного пророчества, предсказывавшего его полное разрушение. Фактически, место, где находился древний Вавилон даже до сих пор является пристанищем в некотором роде города. Вот высказывание Л. Глин Дайерос, помощник секретаря Британской Школы Археологии в Ираке. В ответ на вопрос о существовании каких-либо современных поселений в стенах древнего города, она написала: «Существует три современных поселения, расположенных в стенах древнего Вавилона. Правительство Ирака действительно планирует восстановить большую часть Вавилона и начало восстановлению некоторых построек уже было положено» (цитата из книги Чарльза Х. Дайера, «Вавилон в Откровении 17-18-Часть 2» Bsac V144-#576-Окт 87-стр. 445). В будущем город станет средоточием всемирной системы ложной религии и экономического процветания, центром, который в последствии будет разрушен Богом.

В 3-м стихе говорится о причине разрушения города: любодейство с царями земными и роскошество в блуде с купцами земными. Коммерция и торговля - основные сюжеты главы. «Город превознёс себя тем, что внушил абсолютную веру в его предположительно неисчерпаемые ресурсы, и тем самым препятствуя возникновению глубокой нужды в Боге (Кеард)» (Томас, Откр.8-22, 319). Слова th/j duna,mewj tou/ strh,nouj auvth/j («сила её распутства») относится к кичливому роскошеству, которому сопутствует высокомерие. Чрезмерное богатство этого города стало причиной того, что он превознёсся в своей гордости.

(2) Предсказание падения Вавилона (18:4-20) – Это расширенное предсказание состоит из трёх частей:

(a) Призыв к Божьему народу выйди из Вавилона (стихи 4-8) – Прежде всего это призыв выйти из самого города, и остеречься роскоши и соблазнов, которые олицетворяет собой этот город. Этот призыв к Божьему народу подразумевает то, что истинные верующие будут жить в царстве зверя до самого конца, находясь в опасности увлечься роскошью Вавилона. Если они не смогут отделиться от грехов Вавилона, то это потребует их осуждения вместе с Вавилоном. Пятый стих рисует грехи Вавилона, как накапливающиеся до тех пор, пока они не достигли самого неба. И тогда Бог «вспомнит» блудницу, и справедливо ответит ей судом за грехи. Заповедь в 6-м стихе требует воздать Вавилону «вдвое» (вдвое не по количеству, а скорее в точности «в соответствии с») её грехами. Но к кому обращена эта заповедь? Согласно предыдущему контексту в 17:16-17, Лжехристос и его союзники осуществят это наказание; сожжение города в 17:16-17 это то же сожжение, о котором идёт речь в 18-й главе. Таким образом Бог использует даже своих врагов с целью отомстить Вавилону. Чаша, упоминающаяся в 18:6 - это та же чаша, о которой говорилось ранее в 14:8, 10; 17:4; 18:3. Сосуд, который Вавилон использовал для того, чтобы соблазнять других, теперь стал источником его наказания. В той же степени, в которой блудница прославляла себя и жила в похотях, теперь она будет истязаема и будет скорбеть. Из-за своей гордости она сказала, что подобное не случится с ней, она отвергла возможность вдовства и страданий. Следовательно, она будет сильно удивлена, когда казни внезапно снизойдут на неё (evn mia/| h`me,ra|, «в один день». Местный падеж в данном случае говорит не о продолжительности времени, а о внезапности). Эти три казни станут для неё смертью (в ответ на отказ быть вдовой), плач (в ответ на удовольствия), и голод (в ответ на изобилие). Наказание в совершенстве соответствует преступлениям! И они все придут от Бога, который силен.

(b) Стенания царей земных, купцов и моряков (стихи 9-19) – В этом разделе записана реакция 3-х различных групп людей на разрушение Вавилона. Каждая группа оценивает разрушение Вавилона с точки зрения своих собственных интересов.

Цари земные первые выражают свою печаль. Это не те 10 царей, объединившихся для того, чтобы разрушить её (Откр.17:16), это другая группа правителей, которым когда-то было выгодно находиться в связи с городом. Теперь они стоят на расстоянии, гладя на восходящий от города дым. Они скорбят от внезапной потери власти, но не предпринимают никаких усилий для того, чтобы спасти её.

Вторая группа – это купцы земные. Они также скорбят и плачут о разрушении города, поскольку никто больше не купит их продукцию и не поддержит их интересы. Стихи 12 и 13 представляют список товаров, которые они когда-то продавали, образно изображая богатство и роскошь города. Здесь 7 видов товаров: (1) драгоценные металлы и камни; (2) материалы для дорогой одежды; (3) материалы для дорогостоящей одежды; (4) дорогие специи; (5) продукты питания; (6) продукты для сельского и домашнего хозяйства; (7) рабы (отметьте: конец 13 стиха должен быть переведён, как «рабы, и даже человеческие жизни»). Этот список материалов, актуален всегда; многие из подобных предметов появляются в ветхозаветном описании, особенно в описании Тира. Из-за разрушения города эти предметы более не будут пользоваться спросом, и купцы понесут из-за этого убытки.

Подобно царям, купцы теперь держатся на расстоянии от города, а иначе огонь причинит вред и им. Они помнят прежнюю красоту города и скорбят о своих собственных экономических потерях из-за внезапного разрушения города.

Третья группа, пострадавшая от разрушения Вавилона, - это люди на море. Эта группа включает в себя как тех, кто плавает на кораблях, так и тех, кто зарабатывает на жизнь при помощи самого моря, например, рыбаки и ныряльщики за жемчугом. Эта группа также понесла убытки, так как город больше не нуждается в их услугах. Подобно двум предыдущим группам, люди, работавшие на море, стоят на расстоянии и скорбят о городе, и посыпают пеплом голову в знак своего горя.

(c) Радость на небесах (v. 20) – В то время как центром внимания предыдущего раздела является скорбь трёх групп людей о разрушении Вавилона, в 20-м стихе содержится заповедь верным на небесах радоваться о том же событии. (Вполне вероятно, что радость в 19:1-5 и есть ответ на это приглашение). «Святые» - это общий термин, относяшийся ко всем верным, в то время как апостолы и пророки – подгруппа в этой общей группе. «Апостолы» - это те, кто были очевидцами служения и воскресения Христа. «Пророки» здесь, возможно, должны быть ограничены новозаветными пророками, теми, кого гнали за имя Иисуса. Причина радости: « Ибо совершилБог суд ваш над ним. » Другими словами, он услышал, как взывали святые ранее, и отомстил за их кровь, объявив суд над Вавилоном. Он сделал то, что было правильным в глазах пророков.

(3) Ангел второй раз объявляет суда над Вавилоном (18:21-24) – Во времени этот раздел возвращается к 18:4-8 и предсказывает второе разрушение города, сначала символическим действием, а потом и эксплицитным описанием. «Камень, подобный большому жернову» использовался ослом для того, чтобы вращать жернов. Он был от 4 до 5 футов в диаметре, 12 дюймов толщиной и тысячи фунтов весом. То что ангел бросает такой камень в море показывает внезапность и силу разрушения Вавилона. Последующие стихи дают описание падения города с точки зрения учасиника событий, а не стороннего наблюдателя (обратите внимание на 6 двойных отрицаний в этом разделе):

(a) В городе не будет абсолютно никакой музыки.

(b) Отсутствие ремёсел указывает на полное отсутствие коммерческой деятельности.

(c) В городе не будет абсолютно никакого света и никаких свадебных процессий.

Таким образом, вся деятельность, развлечения и свадьбы вназапно прекратятся, так же, как во дни Лота (Лк.17:28-30).

Три придаточных с o[ti в стихах 23 и 24 показывают причины падения Вавилона:

(a) Своими требованиями богатства и роскоши Вавилон взрастил могущественных, высокомерных купцов, которые превозносили себя.

(b) Своими соблазнами она (блудница) совратила народы.

(c) Она (блудница) пролила кровь святых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: