Результаты

В окончательном вопроснике вопросы задавались в соответствии с характерными особенностями пережитого опыта во время сеанса в Психомантиуме и измененными состояниями сознания, расположением феноменов и абсорбцией переживаний. Среднее значение для группы за сеанс пристального смотрения в зеркало (вызвавшее измененное состояние сознания) было 4.63, 17 испытуемых, получили 4 и более баллов. Таким образом, более чем половина испытуемых испытали измененные состояния сознания. Полученные результаты согласуются с физиологическими изменениями, о которых сообщали Рэдин и Ребман (Radin and Rebman).

20 испытуемых сообщили об измененном восприятии времени. Девятеро испытуемых написали, что вообще не ощущали течения времени ("я не чувствовал его", сказал один), а остальные трое заявили, что чувствовали безвременье. Для 5 испытуемых ход времени был более быстрым, для 3 - более медленным. Как правило, у испытуемых было слабое ощущение контроля над ходом времени (среднее значение = 2.04). Среднее значение погружения испытуемых в свои переживания было относительно высоким 4.78. Ниже представлены результаты исследования феноменов, которые имели место во время сеансов пристального смотрения в зеркало.

ВОСПРИЯТИЕ ВО ВРЕМЯ СЕАНСА ПСЗ

В зеркале наблюдалось несколько образов. Включая облаченные в черные одеяния фигуры, животных, цветы, звездную ночь, пейзажи и лица. Эти образы, возможно, подобны тем, которые видели шаманы и жрецы во время гадания с помощью кристалла или зеркала. (Lang, 1910; Myers, 1903). Наши испытуемые также сообщили о цветных вспышках и вспышках света, большинство из которых, так и не сформировались в образы, и мы предполагаем, что они могли быть вызваны физическими реакциями в зрительной системе. Вполне веротяно, что образы, которые видели наши испытуемые, могли развиться в более завершенные и долгоживущие видения, возможно имеющие символическое значение. В сообщениях испытуемых не говорилось о явных отдельно стоящих фигурах или внешних голосах, хотя 11 испытуемых и оценили внешнюю природу переживаний на 4 балла или выше.

Также в переживания были вовлечены и другие персептивные модальности, включая звуковую (голоса и необычные звуки, сменяющие друг друга волны звука и тишины), проприоцепции (тепло, прикосновения), обонятельную (благовония). Испытуемые сообщали о голосах, запахах и прикосновениях, во время появления умерших, но телесные ощущения более редки и заслуживают дальнейшего изучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: