Классификация нововведений

Признак классификации Вид нововведения
По степени радикальности (новизны, инновационному потенциалу, оригинальности технического решения и т. п.) Радикальные (пионерные, базовые, научные и т. п.), ординарные (изобретения, новые технические решения), усовершенствование (модернизация)
По характеру применения: - продуктовые - технологические - социальные - комплексные - рыночные - ориентированные на производство и использование новых продуктов, - нацеленные на создание и применение новых технологий, - ориентирование на построение и функционирование новых структур, - представляющие единство нескольких видов изменений, - позволяющие реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках
По стимулу появления (источнику) Нововведения, вызванные: - развитием науки и техники, - потребностями производства, - потребностями рынка
По роли в воспроизводственном процессе Потребительские и инвестиционные
По масштабу (комплексности) Сложные (синтетические) и простые
По адресату Для: - производителя, - потребителя, - общества в целом, - локального рынка.

Приведенная в табл. 1 классификация подтверждает, что процессы нововведений многообразны и различны по характеру, следовательно, формы их организации, масштабы и способы воздействия на инновационную деятельность также отличаются многообразием.

Необходимо разграничивать понятия «новшество» и «инновация». Понятие «новшество», происходящее от английского invention, принято определять как новую идею, которая в процессе разработки может быть реализована в новый продукт, новую технологию, новый метод и т. п. Понятие «инновация» (innovation) следует понимать как новый или усовершенствованный продукт или технологию, созданную в результате использования новшества и реализуемую на рынке или внедренную в производственную, управленческую или иную деятельность.

Инновация – комплексный процесс использования новшеств для удовлетворения определенных потребностей. Совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации нововведений, можно определить как инновационный процесс, а период создания, распространения и использования нововведений называют инновационным циклом или жизненным циклом инновации.

Технологическое новшество является источником технологической инновации, которая приобретает такое качество с момента принятия к распространению в виде нового продукта. Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. С момента появления новшества на рынке оно становится инновацией.

Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, она всегда должна рассматриваться как сложный процесс, который обеспечивает определенный технический и социально-экономический эффект[1].

По мнению венгерского экономиста Б. Санто[2], инновация – это процесс практического использования идей и изобретений, который приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, а в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду – прибыли.

В российском законодательстве до сих пор так и не раскрыты эти понятия и не дано их легальное толкование[3]. В 1990х – 2000-х гг. в России были предприняты попытки законодательного урегулирования инновационной сферы.

В 1998 г. в Государственную думу ФС РФ был внесен проект федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», который был отклонен в связи с существенными недоработками. К последним были отнесены:

¾ отсутствие четкого определения предмета регулирования – инновационной деятельности;

¾ отсутствие признаков, по которым продукцию или технологический процесс можно отнести к новым или усовершенствованным до такой степени, чтобы деятельность по созданию и освоению этой продукции или технологического процесса можно было отнести к инновационной;

¾ нечеткость круга субъектов отношений, регулируемых проектом закона;

¾ противоречия между положениями проекта закона с Конституцией РФ и иными Федеральными законами.

До последнего времени существовало более 400 нормативных актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в той или иной мере использующих понятия «инновация» и «инновационная деятельность», но в своем толковании.

В марте 2010 г. в Госдуму поступил законопроект № 344994-5 «Об инновационной деятельности в РФ», который был направлен в комитет ГД по науке и наукоемким технологиям.

Предметом регулирования законопроекта являются основные направления деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по развитию инновационной деятельности, а также формы поддержки инновационной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Законопроект законодательно закрепляет такие понятия как инновация, инновационная деятельность, инновационная организация и инновационное предприятие, инновационный проект, целевая инновационная программа и инновационная инфраструктура, механизм стимулирования развития инновационной деятельности на различных уровнях. В частности, инновационная деятельность определяется как деятельность, направленная на трансформацию результатов интеллектуальной деятельности в виде изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и пр.

Отсутствие федерального закона, тем не менее, не мешает принятию иных нормативных документов в этой сфере. Важнейшим нормативным документом являются «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу»[4], который поставил две, безусловно, важные задачи: формирование национальной инновационной системы и повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности. При этом формирование национальной инновационной системы предусматривает:

- создание благоприятной экономической и правовой среды;

- построение инновационной инфраструктуры;

- совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок.

Инновация в своем развитии (жизненном цикле инновации) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Протекание инновационного процесса, как и любого другого, обусловлено сложным взаимодействием многих факторов (см. табл. 2).

Анализ инновационных процессов, в частности, на российских предприятиях дает основание сделать вывод, что для интенсификации инновационной деятельности необходимо, прежде всего, обеспечить максимальное стимулирование факторов, способствующих инновационной деятельности. И это касается практически всех их указанных групп.

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: