Источники римского права 7 страница

созданию предпосылок для промышленного переворота;

дальнейшему развитию единого национального рынка, ликви­дации остатков феодального местного партикуляризма.

Французская революция оказала влияние на формирование идей о свободе, равенстве людей на всех континентах. Эти идеи развивались, внедрялись в европейское общество в течение 200 лет.

Тема 12.2 Конституционная монархия в революционной Франции: основные законодательные акты

I этап — создание конституционной монархии (14 июля 1789 г. — 10 августа 1792 г.). В данный период господствовала крупная буржуазия — фельяны. Их идеал — конституционная монархия.

В 1789 г. 14 июля парижане захватили самую зловещую тюрьму —крепость Бастилию. Это послужило сигналом и для других городов Франции. «Муници­пальные революции» сопровождались свержением старых органов власти, со­зданием новых местных органов власти —муниципалитетов, формированием буржуазной милиции. Буржуазия создавала свои вооруженные силы — Национальную гвардию, территориальное ополчение. Все это привело к росту общественно-политического движения, образованию революционных клубов, активизации крестьянства. Национальное собрание переименовано в Учредительное, которое приняло следующие законы:

декреты 4—11 августа: отмена церковной десятины, «личных» феодальных повинностей, сеньориальных судов. Кре­стьяне не получили земли, «реальные» феодальные по­винности не были отменены;

«Декларация прав человека и гражданина» 26 августа 1789 г., в которой были сформулированы основные принципы будущего общественно-политического и правового устройства. Особое внимание уделялось «естественным и неотъемлемым правам человека», «народному суверенитету», «разделению властей». К естественным и неотъемлемым правам человека Декларация относила свободу, собственность, безопасность, сопротивление угнетению. Свобода понималась как возможность делать все, что не причиняет вреда другому. Было названо несколько видов свобод: индивидуальная свобода, свобода печати, свобода вероисповедания.

Собственность объявлялась священной и неприкосновенной. Декларировалось право всем гражданам лично или через своих представителей участвовать в выработке законов. Предусматривалось создание трех организационно-независимых ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной). В соответствии с вышеуказанным документом провозглашались неприкосновенность личности, а также такие важнейшие правовые принципы, как «нет преступления без указания о том в законе», «обвиняемые, в том числе и задержанные, считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в установленном законом порядке», «никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного до совершения преступления». Но в реальности многие положения Декларации носили чисто абстрактный характер;

первая Конституция Франции 3 сентября 1791 г.Франция была объявлена конституционной монархией. Высшим органом государственной власти становилось однопалатное Национальное собрание, которое избиралось на два года и не могло быть распущено королем.

Депутаты наделялись правом неприкосновенности. Национальное собрание определяло численность вооруженных сил и средства на их содержание, устанавливало бюджет, налоги и осуществляло контроль за государственными расходами, ратификацию международных договоров, объявление войны и заключение мира.

Исполнительная власть вручалась королю, который командовал вооруженными силами, осуществлял общее руководство внешней и внутренней политикой. Судебную власть осуществляли выбранные на определенный срок судьи, которые могли быть отстранены от должности лишь в чрезвычайных обстоятельствах.

Избирательное право, вопреки Декларации прав человека и гражданина, предоставлялось не всем гражданам, а только мужчинам, достигшим 25-летнего возраста, с соответствующим определенным имущественным цензом и цензом оседлости, не находящимся в услужении и внесенным в списки национальной гвардии (эта категория получила название «активные»).

К лету 1791 г. фактически совершился раскол третьего сословия, в результате чего окончательно оформились три основные политичес­кие группировки.

В это же время начинается интервенция европейских монархий против революционной Франции. Интервентов поддержали король, генералы.

 

Тема 12.3 Установление жирондистской республики

II этап революции (10 августа 1792 г. — 2 июня 1793 г.). Мощное восстание свергло монархию и сбросило стоявшую у власти партию —партию крупной буржуазии — фельянов. Власть сосредоточилась в руках жирондистов.

Конвентом 22 сентября 1792 г. был принят декрет, уничтожавший королевскую власть. Францию провозгласили республикой 25 сентября 1792 г. По приговору суда 21 января 1793 г. король Людовик XVI был казнен. Утверждены законы о твердых ценах на зерно.

Взамен предусмотренного Конституцией 1791 г. Законодательного собрания в 1792 г. был созван Национальный конвент, но в нем жирондисты оказались в меньшинстве.

Отменив Конституцию 1791 г., лидеры жирондистов не смогли дать Франции новый республиканский конституционный документ. Оставался нерешенным вопрос об окончательной и полной ликвидации феодальных отношений в деревне. Политика жирондистского Конвен­та была во многом непоследовательная. Две трети территории страны оказалось в руках иностранных войск и контрреволюционеров.

Все это привело к народному восстанию 31 мая 1793 г., а 2 июня 1793 г. жирондисты были изгнаны из Конвента.

Тема 12.4 Якобинская диктатура. Организация революционной власти

lll этап революции (2 июня 1793 г. —27июля 1794 г.). Власть сосредоточилась в руках якобинцев, представлявших интересы мелкой и средней буржуазии, ремесленников и крестьянства.

В течение июня-июля 1793 г. интенсивно принимаются аграрные законы, по которым:

были уничтожены все феодальные повинности;

крупные землевладельцы лишены феодальных прав и привилегий;

крестьянство получило общинные и конфискованные у контрреволюционеров земли.

24 июня 1793 г. Конвентом была принята новая Конституция вместо отмененной («Конституция первого года респуб­лики»), гораздо более демократическая с формально-юридической точки зрения. Она, как и предыдущая, состояла из Декларации прав человека и граж­данина (35 статей) и собственно Конституционного акта.

Между Декларацией прав человека и граж­данина 1789 и 1793 гг. были различия. Так, если в первой Декларации в качестве естествен­ных и неотъемлемых прав провозглашались свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению, то во второй — равенство, свобода, безопасность, собственность. Верховенство закона нераз­рывно связывалось с понятием «суверенитет народа», введенным вза­мен понятия «суверенитет нации».

Принципы Декларации были конкретизированы в Конституционном акте 1793 г., утверждавшем основы государственного строя, установление республики. Верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу. Избирательное право было всеобщим, а не цензовым, но только для мужчин. Возможность избирать предоставлялась всем гражданам, имеющим постоянное место жительства в избирательном округе не менее шести месяцев.

Согласно Конституционного Акта, органом законодательной власти становится постоянно действующий Законодательный корпус (Национальное собрание), который состоял из од­ной палаты и избирался на один год. Принятый Национальным собра­нием законопроект приобретал силу закона лишь в том случае, если 40 дней спустя после его рассылки в департаменты в большинстве из них одна десятая часть первичных собраний не отклоняла данный зако­нопроект. По ряду вопросов Национальное собрание могло издавать дек­реты, имеющие окончательную силу.

Высшим правительственным органом республики являлся Исполни­тельный совет, на который было возложено руководство деятельнос­тью всех ведомств (министерств). Члены совета избирались Национальным собранием из кандидатов, выдвинутых списками от первичных и департаментских собраний. Совет нес ответственность перед Нацио­нальным собранием.

Однако, в связи с внутренними и междуна­родными условиями, критическим положением республики Конвент не стал вводить в действие конституционный режим, а заменил его режимом диктатуры.

Важнейшимиорганами властистановятся:

Конвент — высший законодательный и испол­нительный орган, имевший право издания и истолкования законов;

Комитет общественного спасения — ядро, фактический центр Конвента, ставший главным орга­ном правительства;

Комитет общественной безопасности — одна из комиссий Конвента, наделенная правом расследования контрреволюционной деятельности, правом ареста и предания суду вра­гов республики.

Все эти органы на местах опирались на революционные комитеты и «народные общества», созданные по всей стране. Чрезвычайными полномочиями наделялись комиссары Конвента, по­дотчетные Комитету общественного спасения. Судопроизводство осуществлял Революционный трибунал, применяв­ший смертную казнь в качестве универсальной меры наказания.

Якобинское правительство добилось перелома в ходе военных операций к октябрю 1793 г., а уже к лету 1794 г. в результате побед революцион­ной армии военная опасность исчезла, и новый республиканский строй стал политической реальностью.

На данном этапе революции якобинцы осуществим:

введение Конвентом в июле 1793 г. смертной казни за спекуляцию предметами первой необходимости;

установление твердых цен на продовольствие в сентябре 1793 г. декретом о максимуме;

издание декрета о «подозрительных» 17 сентября 1793 г.;

принятие в июне 1794 г. декрета о Революционном трибунале, преследовавшем «врагов наро­да» (кроме активных контрреволюционеров, изменников в эту категорию были включены те, кто «стремился унизить» Конвент и т. д.), большинство из которых приговаривалось к смертной казни;

издание в феврале — марте 1794 г. вантозских декретов (согласно которым надлежало конфисковать собственность лиц, признанных врагами революции, и распределить ее между неимущими патрио­тами), которые не были проведены в жизнь. Следовательно, якобинцы потеряли поддержку как сельской бедноты, плебей­ских элементов, так и зажиточного (а с ним и среднего) крестьянства, и буржуазии.

Недовольство широких слоев населения политикой террора привело к перевороту 9-го термидора (27-го июля 1794 г.) и свержению диктатуры.

Тема 12.5 Переворот 1794 г. Установление Термидорианской республики

IVэтап революции (27 июля 1794 г.—9—10 ноября 1799 г.). Пришедшая к власти в результате переворота группа уме­ренных депутатов Конвента по­лучила название термидорианцев. Для этой группировки, как и для других депутатов Конвента, участвовавших в суде над королем, реставрация монархии была абсолютно неприемлема.

В авгу­сте 1795 г. Конвент принял новую Конституцию Франции (из­вестную как Конституция третьего года республики). Она была умеренной по своему политическому содержанию. Отмежевывалась от крайностей революции. Но сохранялся девиз революции: « Свобода, равенство, братство», а также важнейшие достижения — республиканизм, народный суверенитет, представительные органы и т. д.

Конституция отменяла всеобщее избирательное право и восстанавливала имущественный ценз, была двухстепенная. В основу республиканского строя заложили принцип разделения властей. Однако новая организация государственной власти отличалась громоздкостью, доктри­нерством.

Впервые в истории французского конституционализма законодательный корпус был создан не на одно­палатной, а на двухпалатной основе. Он состоял из Совета старейшин (250 членов, избираемых из лиц не моложе 40 лет) и Совета пятисот (из лиц не моложе 30 лет). Право законодательной инициативы по конституции предоставлялось только Совету пятисот, но решение послед­него становилось законом только после одобрения Совета старейшин. Отклоненный последним законопроект мог вно­ситься повторно только спустя год. Законодательная власть, таким образом, заведомо становилась источником полити­ческой конфронтации, следовательно, и нежизнеспособ­ной.

Политическая нестабильность и неустойчивость присущи и исполнительной власти, которая также была изначально обречена на малую эффективность и вруча­лась Директории из пяти членов, избираемых путем тайного голосования законодательным корпусом. Ежегодно Директория обновлялась путем переизбра­ния одного из ее членов. Председательствовали в ней по­очередно все члены в течение трех месяцев. Для осуществ­ления чисто управленческих функций Директория назна­чала министров, которые, однако, не составляли правитель­ство.

Откровенная коррупция, поразившая и сами правитель­ственные круги, ухудшила и без того тяжелое финансовое положение республики. Непоследовательность, резкие повороты в политике Директории, проводившей «политику качелей», делала весь созданный в 1795 г. конституционный режим все более непопулярным и неустойчивым.

Государственный переворот, совершенный 9 ноября 1799 г. (18 брюмера восьмого года республики по новому календарю) группой заговорщиков, объединившихся вокруг генерала Бонапарта, привел к упразднению Директории и устране­нию других конституционных органов.

Тема 12.6 Переворот 1799 г. Период консульства

Особенность данного государственного переворота заключалась в следующем:

Армия становится опорой государствен­ной власти в условиях политической неустойчивости и неэффективнос­ти системы конституционных органов.

Исполнительная власть после переворота была передана Исполнительной комиссии, со­стоявшей из трех консулов. Реальная власть была сосредоточена у первого консула, пост которого занял Бонапарт.

Законодательный корпус, в свою очередь, был заменен двумя законодательными комис­сиями, задачей которых стала выработка новой конституции.

Режим консульства юридически закреплялся декабрьской Конституцией 1799 г., написанной по директиве Наполеона: «Излагать коротко и неясно!» Основными чертами государственного строя согласно этой, крайне запутанной Конституции, стали верховенство прави­тельства и представительство по плебисциту.

Правительство состояло из трех консулов, выбираемых сроком на десять лет. Первым консулом Конституция назначила Наполеона Бонапарта, который имел особые полномочия: осуществлял исполнительную власть, назначал и смещал министров, членов Государственного совета, по­слов, генералов, высших чиновников местного управления, судей. Кроме того, он обладал правом законодательной инициативы.

Второй и третий консулы имели лишь совещательные полномочия. Законопроекты могло предлагать только правительство, т. е. первый консул.

По Конституции органами законодательной власти являлись:

Государственный совет, осуществлявший редактирование за­конопроектов;

Трибунат, обсуждавший законопроекты;

Законодательный корпус, принимавший или отвергавший законопроекты целиком и без прений;

Охранительный сенат, утверждавший законопроекты.

Данные органы не имели самостоятельного значения, а только маскировали единовластие первого консула, без одобрения которым нормативного акта последний просто не принимался.

В новой Конституции отказались от выборности департаментской и ком­мунальной администрации. Устанавливалась строгая иерархическая подчиненность должностных лиц первому консулу.

По итогам плебисцита 1802 г. Бонапарт был объявлен пожизненным кон­сулом с правом назначения преемника, что означало возоб­новление монархии, а в 1804 г. он был провозглашен императором французов. Таким образом, Бонапарт полнос­тью сосредоточил в своих руках исполнительную и законодательную власть.

Тема 12.7 Первая империя (1804—1814)

Особенностью данного периода являлась бюрократизация государственного аппарата.

Установление монархического строя со­провождалось созданием императорского двора. Родствен­ники Наполеона и его ближайшие соратники специальными актами сената или императора получали титулы принцев, князей, графов и т. д. Создавались особые придворные должности великого канцлера, верховного избирателя и т. п.

С установлением империи постепенно утрачивала свое значение и силу сама Конституция, поскольку Наполеон не признавал каких-либо формальных юридических препят­ствий на пути осуществления своих планов, ставил себя выше закона. Постепенно деформировалась и созданная ею сис­тема государственных органов, которая неоднократно пре­образовывалась по усмотрению императора.

Главными рычагами императорской власти стали армия и полиция. Армия, превратившаяся к моменту образования империи в профессиональную, включала в себя привилегированные войска — императорскую гвардию. Она приобрела огромное влияние на политическую жизнь стра­ны. Очень важную роль играла полицейская система, развитию и укреплению которой Наполеон уде­лял особое внимание.

Общество с переходом Франции к империи приобрело стабильность и порядок, но утратило все основные демократические завоевания рево­люции. Правительство преследовало любые проявления свободомыслия:

запрещались публичные собрания и манифестации;

устанавливалась жесткая цензура над прессой и т. д.

Конец империи был предопределен военными поражениями Франции. В 1812 г. наполеоновские армии вторглись в Россию и в ходе освободи­тельной войны были разгромлены. В 1814 г. русские войска совместно с войсками союзников вступили во Францию. Империя Наполеона потерпела крах. Венский конгресс держав-победительниц определил дальнейшую судьбу Наполеона Бонапарта, приговорив императора к ссылке.

Тема 12.8 Реставрация Бурбонов. Хартия 1814 г. (легитимная монархия)

После краха империи Наполеона I в 1814 г. во Франции была реставрирована монархия Бурбонов. Реставрация осуществлялась на почве вре­менного компромисса между дворянством, желавшим сохранить остатки феодального строя, и верхушкой буржуазии, стремившейся укрепить богатства и преимущества, полученные в ходе революции и правления Наполеона. Политическим выражением реставрации являлась октроированная королем (изданная единолично монархом, дарованная им народу) Хартия 1814 г., которая установила во Франции конституционную монархию, содержала ссылки на «божественное провидение» и декларировала сосредоточение власти в особе короля. Данный акт подчеркивал невозможность передела собственности. В Хартии нашли свое выраже­ние либеральные идеи, идея о равенстве французов пе­ред законом, гарантиях личной свободы, свободе слова и печати, недопустимости преследования за политическую деятельность.

Исполнительная власть осуществлялась королем (он назначал мини­стров), а законодательная — делилась им с палатой пэров и палатой де­путатов. Законодательная инициатива принадлежала только королю (осу­ществлялась путем издания королевских ордонансов). Монарх утверждал и обнародовал законы, от его имени осуществлялось правосудие, им же назначались судьи. Несмотря на это, нельзя было говорить о восстанов­лении королевского абсолютизма дореволюционного образца. Палата пэров целиком назначалась королем, пэры могли быть как пожизненны­ми, так и наследственными. Палата депутатов избиралась на пять лет. Ко­роль созывал палаты на сессию, мог объявлять перерывы в их работе, распускать палату депутатов. Избирательное право носило «сверхцензо­вый» характер. Участвовать в голосовании могли лишь французы старше 30 лет, уплачивающие прямой налог в размере 300 франков (таковых было не более 15 тыс. чел). Депутатом мог стать человек, достиг­ший 40-летнего возраста и уплативший прямой налог в 1 тыс. франков (таких лиц на всю страну набиралось не более 5 тыс.). Таким образом, в выборах участвовала лишь аристократическая элита, на поддержку ко­торой и рассчитывал Людовик XVIII. Вместе с тем легитимная монар­хия Бурбонов сохранила в основных чертах судебную и административ­ную систему Первой империи.

После поражения Наполеона под Ватерлоо в 1815 г. произошла «вто­ричная» реставрация монархии, и власти стали проводить политику пол­ного восстановления абсолютизма. В 1820 г. был принят Закон «О двой­ном вотуме», который предоставлял право крупным налогоплательщикам иметь два голоса при выборах в палату депутатов. Закон о выплате эмиг­рантам, потерявшим в ходе революции земли, компенсации вызвал недо­вольство королевской политикой. Правительство Карла X было свергнуто в июле 1830 г. Карл X бежал из Франции, престол был передан герцогу Луи Филиппу Орлеанскому. Государственный строй Франции после Июль­ской революции — Июльская монархия.

Тема 12.9 Июльская монархия. Хартия 1830 г.

Правительство Карла X было свергнуто в результате событий июля 1830 г. Непосредственным поводом к революции послужил ордонанс Кар­ла X, который содержал нормы об изменении избирательного права, зап­рещал избирательные собрания и митинги. Государственный строй Франции после Июльской революции получил на­звание Июльской монархии.

В 1830 г. король Луи Филипп издал Хартию в основном воспроизво­дившую Хартию Людовика XVIII (1814), с учетом новых капиталистичес­ких реалий. Несколько уменьшились полномочия короля, например, право законодательной инициативы, получили также палата пэров и палата де­путатов. Были понижены и возрастной, и имущественный цензы для из­бирателей и кандидатов в депутаты. Вместе с тем Луи Филипп фактичес­ки не реформировал доставшуюся ему в наследство судебно-административную и правовую систему Франции.

Для подавления республиканской оппозиции и растущего рабочего движения королевское правительство не стеснялось использовать самые разнообразные методы полицейского надзора и репрессии. Вместо лик­видированной в ходе революции 1830 г. жандармерии была учреждена Национальная гвардия.

В период правления Луи Филиппа руководящая роль в го­сударстве принадлежала небольшой группе финансовых магнатов (олигархов).

Был понижен, но оставался чрезвычайно высоким имущественный ценз (200 франков) для пассивного избирательного права и возрастной ценз для избирателей — до 25 лет, а для депутатов — до 30 лет. Общее число голосующих выросло незначительно, составив всего 240 тыс. чел. на всю страну (вместо 6 млн, как было бы при всеобщем мужском избира­тельном праве). Оправдывая высокий имущественный ценз, председатель Совета министров в правительстве Луи Филиппа Гизо заявил: «Обогащай­тесь, господа, и вы станете избирателями». Это был своеобразный лозунг Июльской монархии [4,с. 488].

В 40-х гг. XIXв. оппозиция режиму Июльской монархии заметно увеличилась. Против нее все активнее выступал быстро растущий рабо­чий класс Франции, усилилось недовольство со стороны мелкой, а также промышленной буржуазии, отстраненной от участия в выборах и полити­ческой власти. Кризис 1847—1848 гг. способствовал созданию новой ре­волюционной ситуации и быстрому росту популярности республиканских идей. Февральская революция 1848 г., в победе которой важную роль сыграло рабочее население Парижа, требовавшее уже не только восстановления республики, но и проведения социальных реформ, привела к падению правительства Луи Филиппа.

Тема 12.10 Вторая республика во Франции 1848 г.

Буржуазно-демократическая революция 1848 г. привела к ликвидации королевской власти и установлению республиканского строя. Утвердился политический режим Второй республики.

Конституция Второй республики была принята 4 ноября 1848 г. Источником государственной власти объявлялся народ, закрепллось всеобщее избирательное право. Под воздействием революционных событий большинство Учредительного собрания исполь­зовало новые конституционные подходы и установки, учитывающие широ­ко распространившиеся среди низших слоев населения эгалитаристские настроения (в пользу всеобщего равенства) и требования «социальной республики».

Основами республики объявлялись семья, труд, собственность и обще­ственный порядок. В Конституции 1848 г. декларировались демократичес­кие права граждан.

Система государственных органов Второй республики строилась на принципе разделения властей.

Центральную роль играл президент республики, избираемый населе­нием на четыре года. Он наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помило­вания и т. д., назначал и смещал министров, а по совету последних — дипломатов, главнокомандующих флота и армии, префектов, правителей Алжира и колоний, а также ряд других должностных лиц. Правда, президент не мог быть сразу переизбран на второй срок, не имел права роспуска Национального собрания, но в силу своей независимости от представи­тельного органа мог бесконтрольно распоряжаться всеми рычагами испол­нительной власти: министрами, могущественным полицейско-бюрократическим аппаратом, армией.

Однопалатное (из 750 депутатов) Национальное собрание, избирае­мое на три года посредством тайного голосования французами старше 21 года на основе всеобщего избирательного права (т. е. без имущественного цен­за), было наделено законодательной властью.

Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, назначаемого на шесть лет Национальным собранием. Создание этого органа власти ослабляло позиции парламента. В компетенцию Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходя­щих как от правительства, так и от самого Национального собрания. К его ведению были отнесены также функции административной юстиции.

Тема 12.11 Вторая империя во Франции. Конституция 1852 г.

В соответствии с Конституцией в 1848 г., благодаря голосам крестьян, которые составляли до 70% населения, президентом республики был избран Луи Бонапарт. В Национальном собра­нии сильные позиции получили монархисты, которые немедленно развер­нули наступление на демократические институты (в частности, было от­менено всеобщее избирательное право). Луи Бонапарт при поддержке армии разогнал 2 декабря 1851 г. Национальное собрание и установил лич­ное президентское правление.

Он 14 января 1852 г. промульгировал (издал) новую Кон­ституцию (очень напоминавшую первую наполеоновскую Конституцию Франции 1799 г.). Вся полнота власти концентрировалась в руках прези­дента, избираемого на десять лет. Он являлся главой вооруженных сил, на­значал министров, которые не несли ответственности перед Национальным собранием, и тем самым имел в своем распоряжении полицейско-бюрократический аппарат. От имени президента осуществлялось правосудие республики. Парламентарии и должностные лица приносили ему присягу на верность.

Законодательный процесс находился всецело под контролем прези­дента и осуществлялся Государственным советом, Законодательным кор­пусом и сенатом. Из них лишь Законодательный корпус был выборным учреждением, члены Государственного совета и сената назначались пре­зидентом. Сенат по указанию Президента мог вносить изменения в кон­ституционную систему.

За президентом было зарезервировано право непосредственного об­ращения к народу в форме плебисцита, результаты которого в услови­ях президентского контроля были предрешены. Этим Луи Бонапарт и вос­пользовался в конце 1852 г., когда было принято решение о восстанов­лении во Франции императорской власти и коронации самого бывшего президента как императора Наполеона III. Был установлен режим Второй империи — бонапартистский режим. Бонапартизм — политика лавиро­вания между различными социальными классами, заигрывания с различ­ными группами населения.

При Наполеоне III постоянно корректировалось действующее законода­тельство, менялись гражданско-правовые и конституционно-правовые нормы.

Сенатус-консульт 25 декабря 1852 г. дал императору право председа­тельствовать в Государственном совете и сенате, издавать декреты и определять расходную часть бюджета, который лишь в самой общей форме утверждался парламентариями. Выборы в Законодательное собрание контролировались правительством (создавалась сис­тема так называемых «официальных кандидатов»).

Императорским декретом 1854 г. был восстановлен корпус жандармов (упраздненный Июльской революцией 1830 г.).

Весной 1870 г. через плебисцит была принята новая Конституция Франции, которая не была введена в действие в связи с начав­шейся Франко-прусской войной, обернувшейся катастрофой для режима Второй империи.

Тема 12.12 Государственный строй Парижской Коммуны 1871 г.

Пролетариат Парижа, организованный в Национальную гвардию, после шестимесячной осады города прусскими войсками восстал и провозгласил Коммуну 18 марта 1871 г. Восставшими руководило так называемое «большинство» и «меньшинство». К пер­вым принадлежали новые якобинцы и бланкисты — последователи революционера О. Бланки. Бланкисты считали, что революция мо­жет быть проведена силами небольшой, но хорошо законспирированной организации. «Меньшинство» составляли последователи уче­ния П. Ж. Прудона, который отрицал политическую борьбу и заявлял о немедленной отмене государства.

Правительство бежало из города, и власть в столице перешла в руки Центрального комитета Национальной гвардии, который объявил о переходе правительственной власти в руки рабочих. Коммуна ликвидировала постоянную армию, распустила старую полицию, суд. Церковь была отделена от государства. Чиновники, не признавшее Коммуну и ее бойкотировавшее, были уволены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: