созданию предпосылок для промышленного переворота;
дальнейшему развитию единого национального рынка, ликвидации остатков феодального местного партикуляризма.
Французская революция оказала влияние на формирование идей о свободе, равенстве людей на всех континентах. Эти идеи развивались, внедрялись в европейское общество в течение 200 лет.
Тема 12.2 Конституционная монархия в революционной Франции: основные законодательные акты
I этап — создание конституционной монархии (14 июля 1789 г. — 10 августа 1792 г.). В данный период господствовала крупная буржуазия — фельяны. Их идеал — конституционная монархия.
В 1789 г. 14 июля парижане захватили самую зловещую тюрьму —крепость Бастилию. Это послужило сигналом и для других городов Франции. «Муниципальные революции» сопровождались свержением старых органов власти, созданием новых местных органов власти —муниципалитетов, формированием буржуазной милиции. Буржуазия создавала свои вооруженные силы — Национальную гвардию, территориальное ополчение. Все это привело к росту общественно-политического движения, образованию революционных клубов, активизации крестьянства. Национальное собрание переименовано в Учредительное, которое приняло следующие законы:
|
|
декреты 4—11 августа: отмена церковной десятины, «личных» феодальных повинностей, сеньориальных судов. Крестьяне не получили земли, «реальные» феодальные повинности не были отменены;
«Декларация прав человека и гражданина» 26 августа 1789 г., в которой были сформулированы основные принципы будущего общественно-политического и правового устройства. Особое внимание уделялось «естественным и неотъемлемым правам человека», «народному суверенитету», «разделению властей». К естественным и неотъемлемым правам человека Декларация относила свободу, собственность, безопасность, сопротивление угнетению. Свобода понималась как возможность делать все, что не причиняет вреда другому. Было названо несколько видов свобод: индивидуальная свобода, свобода печати, свобода вероисповедания.
Собственность объявлялась священной и неприкосновенной. Декларировалось право всем гражданам лично или через своих представителей участвовать в выработке законов. Предусматривалось создание трех организационно-независимых ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной). В соответствии с вышеуказанным документом провозглашались неприкосновенность личности, а также такие важнейшие правовые принципы, как «нет преступления без указания о том в законе», «обвиняемые, в том числе и задержанные, считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в установленном законом порядке», «никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного до совершения преступления». Но в реальности многие положения Декларации носили чисто абстрактный характер;
|
|
первая Конституция Франции 3 сентября 1791 г.Франция была объявлена конституционной монархией. Высшим органом государственной власти становилось однопалатное Национальное собрание, которое избиралось на два года и не могло быть распущено королем.
Депутаты наделялись правом неприкосновенности. Национальное собрание определяло численность вооруженных сил и средства на их содержание, устанавливало бюджет, налоги и осуществляло контроль за государственными расходами, ратификацию международных договоров, объявление войны и заключение мира.
Исполнительная власть вручалась королю, который командовал вооруженными силами, осуществлял общее руководство внешней и внутренней политикой. Судебную власть осуществляли выбранные на определенный срок судьи, которые могли быть отстранены от должности лишь в чрезвычайных обстоятельствах.
Избирательное право, вопреки Декларации прав человека и гражданина, предоставлялось не всем гражданам, а только мужчинам, достигшим 25-летнего возраста, с соответствующим определенным имущественным цензом и цензом оседлости, не находящимся в услужении и внесенным в списки национальной гвардии (эта категория получила название «активные»).
К лету 1791 г. фактически совершился раскол третьего сословия, в результате чего окончательно оформились три основные политические группировки.
В это же время начинается интервенция европейских монархий против революционной Франции. Интервентов поддержали король, генералы.
Тема 12.3 Установление жирондистской республики
II этап революции (10 августа 1792 г. — 2 июня 1793 г.). Мощное восстание свергло монархию и сбросило стоявшую у власти партию —партию крупной буржуазии — фельянов. Власть сосредоточилась в руках жирондистов.
Конвентом 22 сентября 1792 г. был принят декрет, уничтожавший королевскую власть. Францию провозгласили республикой 25 сентября 1792 г. По приговору суда 21 января 1793 г. король Людовик XVI был казнен. Утверждены законы о твердых ценах на зерно.
Взамен предусмотренного Конституцией 1791 г. Законодательного собрания в 1792 г. был созван Национальный конвент, но в нем жирондисты оказались в меньшинстве.
Отменив Конституцию 1791 г., лидеры жирондистов не смогли дать Франции новый республиканский конституционный документ. Оставался нерешенным вопрос об окончательной и полной ликвидации феодальных отношений в деревне. Политика жирондистского Конвента была во многом непоследовательная. Две трети территории страны оказалось в руках иностранных войск и контрреволюционеров.
Все это привело к народному восстанию 31 мая 1793 г., а 2 июня 1793 г. жирондисты были изгнаны из Конвента.
Тема 12.4 Якобинская диктатура. Организация революционной власти
lll этап революции (2 июня 1793 г. —27июля 1794 г.). Власть сосредоточилась в руках якобинцев, представлявших интересы мелкой и средней буржуазии, ремесленников и крестьянства.
В течение июня-июля 1793 г. интенсивно принимаются аграрные законы, по которым:
были уничтожены все феодальные повинности;
крупные землевладельцы лишены феодальных прав и привилегий;
крестьянство получило общинные и конфискованные у контрреволюционеров земли.
24 июня 1793 г. Конвентом была принята новая Конституция вместо отмененной («Конституция первого года республики»), гораздо более демократическая с формально-юридической точки зрения. Она, как и предыдущая, состояла из Декларации прав человека и гражданина (35 статей) и собственно Конституционного акта.
|
|
Между Декларацией прав человека и гражданина 1789 и 1793 гг. были различия. Так, если в первой Декларации в качестве естественных и неотъемлемых прав провозглашались свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению, то во второй — равенство, свобода, безопасность, собственность. Верховенство закона неразрывно связывалось с понятием «суверенитет народа», введенным взамен понятия «суверенитет нации».
Принципы Декларации были конкретизированы в Конституционном акте 1793 г., утверждавшем основы государственного строя, установление республики. Верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу. Избирательное право было всеобщим, а не цензовым, но только для мужчин. Возможность избирать предоставлялась всем гражданам, имеющим постоянное место жительства в избирательном округе не менее шести месяцев.
Согласно Конституционного Акта, органом законодательной власти становится постоянно действующий Законодательный корпус (Национальное собрание), который состоял из одной палаты и избирался на один год. Принятый Национальным собранием законопроект приобретал силу закона лишь в том случае, если 40 дней спустя после его рассылки в департаменты в большинстве из них одна десятая часть первичных собраний не отклоняла данный законопроект. По ряду вопросов Национальное собрание могло издавать декреты, имеющие окончательную силу.
Высшим правительственным органом республики являлся Исполнительный совет, на который было возложено руководство деятельностью всех ведомств (министерств). Члены совета избирались Национальным собранием из кандидатов, выдвинутых списками от первичных и департаментских собраний. Совет нес ответственность перед Национальным собранием.
Однако, в связи с внутренними и международными условиями, критическим положением республики Конвент не стал вводить в действие конституционный режим, а заменил его режимом диктатуры.
Важнейшимиорганами властистановятся:
Конвент — высший законодательный и исполнительный орган, имевший право издания и истолкования законов;
|
|
Комитет общественного спасения — ядро, фактический центр Конвента, ставший главным органом правительства;
Комитет общественной безопасности — одна из комиссий Конвента, наделенная правом расследования контрреволюционной деятельности, правом ареста и предания суду врагов республики.
Все эти органы на местах опирались на революционные комитеты и «народные общества», созданные по всей стране. Чрезвычайными полномочиями наделялись комиссары Конвента, подотчетные Комитету общественного спасения. Судопроизводство осуществлял Революционный трибунал, применявший смертную казнь в качестве универсальной меры наказания.
Якобинское правительство добилось перелома в ходе военных операций к октябрю 1793 г., а уже к лету 1794 г. в результате побед революционной армии военная опасность исчезла, и новый республиканский строй стал политической реальностью.
На данном этапе революции якобинцы осуществим:
введение Конвентом в июле 1793 г. смертной казни за спекуляцию предметами первой необходимости;
установление твердых цен на продовольствие в сентябре 1793 г. декретом о максимуме;
издание декрета о «подозрительных» 17 сентября 1793 г.;
принятие в июне 1794 г. декрета о Революционном трибунале, преследовавшем «врагов народа» (кроме активных контрреволюционеров, изменников в эту категорию были включены те, кто «стремился унизить» Конвент и т. д.), большинство из которых приговаривалось к смертной казни;
издание в феврале — марте 1794 г. вантозских декретов (согласно которым надлежало конфисковать собственность лиц, признанных врагами революции, и распределить ее между неимущими патриотами), которые не были проведены в жизнь. Следовательно, якобинцы потеряли поддержку как сельской бедноты, плебейских элементов, так и зажиточного (а с ним и среднего) крестьянства, и буржуазии.
Недовольство широких слоев населения политикой террора привело к перевороту 9-го термидора (27-го июля 1794 г.) и свержению диктатуры.
Тема 12.5 Переворот 1794 г. Установление Термидорианской республики
IVэтап революции (27 июля 1794 г.—9—10 ноября 1799 г.). Пришедшая к власти в результате переворота группа умеренных депутатов Конвента получила название термидорианцев. Для этой группировки, как и для других депутатов Конвента, участвовавших в суде над королем, реставрация монархии была абсолютно неприемлема.
В августе 1795 г. Конвент принял новую Конституцию Франции (известную как Конституция третьего года республики). Она была умеренной по своему политическому содержанию. Отмежевывалась от крайностей революции. Но сохранялся девиз революции: « Свобода, равенство, братство», а также важнейшие достижения — республиканизм, народный суверенитет, представительные органы и т. д.
Конституция отменяла всеобщее избирательное право и восстанавливала имущественный ценз, была двухстепенная. В основу республиканского строя заложили принцип разделения властей. Однако новая организация государственной власти отличалась громоздкостью, доктринерством.
Впервые в истории французского конституционализма законодательный корпус был создан не на однопалатной, а на двухпалатной основе. Он состоял из Совета старейшин (250 членов, избираемых из лиц не моложе 40 лет) и Совета пятисот (из лиц не моложе 30 лет). Право законодательной инициативы по конституции предоставлялось только Совету пятисот, но решение последнего становилось законом только после одобрения Совета старейшин. Отклоненный последним законопроект мог вноситься повторно только спустя год. Законодательная власть, таким образом, заведомо становилась источником политической конфронтации, следовательно, и нежизнеспособной.
Политическая нестабильность и неустойчивость присущи и исполнительной власти, которая также была изначально обречена на малую эффективность и вручалась Директории из пяти членов, избираемых путем тайного голосования законодательным корпусом. Ежегодно Директория обновлялась путем переизбрания одного из ее членов. Председательствовали в ней поочередно все члены в течение трех месяцев. Для осуществления чисто управленческих функций Директория назначала министров, которые, однако, не составляли правительство.
Откровенная коррупция, поразившая и сами правительственные круги, ухудшила и без того тяжелое финансовое положение республики. Непоследовательность, резкие повороты в политике Директории, проводившей «политику качелей», делала весь созданный в 1795 г. конституционный режим все более непопулярным и неустойчивым.
Государственный переворот, совершенный 9 ноября 1799 г. (18 брюмера восьмого года республики — по новому календарю) группой заговорщиков, объединившихся вокруг генерала Бонапарта, привел к упразднению Директории и устранению других конституционных органов.
Тема 12.6 Переворот 1799 г. Период консульства
Особенность данного государственного переворота заключалась в следующем:
Армия становится опорой государственной власти в условиях политической неустойчивости и неэффективности системы конституционных органов.
Исполнительная власть после переворота была передана Исполнительной комиссии, состоявшей из трех консулов. Реальная власть была сосредоточена у первого консула, пост которого занял Бонапарт.
Законодательный корпус, в свою очередь, был заменен двумя законодательными комиссиями, задачей которых стала выработка новой конституции.
Режим консульства юридически закреплялся декабрьской Конституцией 1799 г., написанной по директиве Наполеона: «Излагать коротко и неясно!» Основными чертами государственного строя согласно этой, крайне запутанной Конституции, стали верховенство правительства и представительство по плебисциту.
Правительство состояло из трех консулов, выбираемых сроком на десять лет. Первым консулом Конституция назначила Наполеона Бонапарта, который имел особые полномочия: осуществлял исполнительную власть, назначал и смещал министров, членов Государственного совета, послов, генералов, высших чиновников местного управления, судей. Кроме того, он обладал правом законодательной инициативы.
Второй и третий консулы имели лишь совещательные полномочия. Законопроекты могло предлагать только правительство, т. е. первый консул.
По Конституции органами законодательной власти являлись:
Государственный совет, осуществлявший редактирование законопроектов;
Трибунат, обсуждавший законопроекты;
Законодательный корпус, принимавший или отвергавший законопроекты целиком и без прений;
Охранительный сенат, утверждавший законопроекты.
Данные органы не имели самостоятельного значения, а только маскировали единовластие первого консула, без одобрения которым нормативного акта последний просто не принимался.
В новой Конституции отказались от выборности департаментской и коммунальной администрации. Устанавливалась строгая иерархическая подчиненность должностных лиц первому консулу.
По итогам плебисцита 1802 г. Бонапарт был объявлен пожизненным консулом с правом назначения преемника, что означало возобновление монархии, а в 1804 г. он был провозглашен императором французов. Таким образом, Бонапарт полностью сосредоточил в своих руках исполнительную и законодательную власть.
Тема 12.7 Первая империя (1804—1814)
Особенностью данного периода являлась бюрократизация государственного аппарата.
Установление монархического строя сопровождалось созданием императорского двора. Родственники Наполеона и его ближайшие соратники специальными актами сената или императора получали титулы принцев, князей, графов и т. д. Создавались особые придворные должности великого канцлера, верховного избирателя и т. п.
С установлением империи постепенно утрачивала свое значение и силу сама Конституция, поскольку Наполеон не признавал каких-либо формальных юридических препятствий на пути осуществления своих планов, ставил себя выше закона. Постепенно деформировалась и созданная ею система государственных органов, которая неоднократно преобразовывалась по усмотрению императора.
Главными рычагами императорской власти стали армия и полиция. Армия, превратившаяся к моменту образования империи в профессиональную, включала в себя привилегированные войска — императорскую гвардию. Она приобрела огромное влияние на политическую жизнь страны. Очень важную роль играла полицейская система, развитию и укреплению которой Наполеон уделял особое внимание.
Общество с переходом Франции к империи приобрело стабильность и порядок, но утратило все основные демократические завоевания революции. Правительство преследовало любые проявления свободомыслия:
запрещались публичные собрания и манифестации;
устанавливалась жесткая цензура над прессой и т. д.
Конец империи был предопределен военными поражениями Франции. В 1812 г. наполеоновские армии вторглись в Россию и в ходе освободительной войны были разгромлены. В 1814 г. русские войска совместно с войсками союзников вступили во Францию. Империя Наполеона потерпела крах. Венский конгресс держав-победительниц определил дальнейшую судьбу Наполеона Бонапарта, приговорив императора к ссылке.
Тема 12.8 Реставрация Бурбонов. Хартия 1814 г. (легитимная монархия)
После краха империи Наполеона I в 1814 г. во Франции была реставрирована монархия Бурбонов. Реставрация осуществлялась на почве временного компромисса между дворянством, желавшим сохранить остатки феодального строя, и верхушкой буржуазии, стремившейся укрепить богатства и преимущества, полученные в ходе революции и правления Наполеона. Политическим выражением реставрации являлась октроированная королем (изданная единолично монархом, дарованная им народу) Хартия 1814 г., которая установила во Франции конституционную монархию, содержала ссылки на «божественное провидение» и декларировала сосредоточение власти в особе короля. Данный акт подчеркивал невозможность передела собственности. В Хартии нашли свое выражение либеральные идеи, идея о равенстве французов перед законом, гарантиях личной свободы, свободе слова и печати, недопустимости преследования за политическую деятельность.
Исполнительная власть осуществлялась королем (он назначал министров), а законодательная — делилась им с палатой пэров и палатой депутатов. Законодательная инициатива принадлежала только королю (осуществлялась путем издания королевских ордонансов). Монарх утверждал и обнародовал законы, от его имени осуществлялось правосудие, им же назначались судьи. Несмотря на это, нельзя было говорить о восстановлении королевского абсолютизма дореволюционного образца. Палата пэров целиком назначалась королем, пэры могли быть как пожизненными, так и наследственными. Палата депутатов избиралась на пять лет. Король созывал палаты на сессию, мог объявлять перерывы в их работе, распускать палату депутатов. Избирательное право носило «сверхцензовый» характер. Участвовать в голосовании могли лишь французы старше 30 лет, уплачивающие прямой налог в размере 300 франков (таковых было не более 15 тыс. чел). Депутатом мог стать человек, достигший 40-летнего возраста и уплативший прямой налог в 1 тыс. франков (таких лиц на всю страну набиралось не более 5 тыс.). Таким образом, в выборах участвовала лишь аристократическая элита, на поддержку которой и рассчитывал Людовик XVIII. Вместе с тем легитимная монархия Бурбонов сохранила в основных чертах судебную и административную систему Первой империи.
После поражения Наполеона под Ватерлоо в 1815 г. произошла «вторичная» реставрация монархии, и власти стали проводить политику полного восстановления абсолютизма. В 1820 г. был принят Закон «О двойном вотуме», который предоставлял право крупным налогоплательщикам иметь два голоса при выборах в палату депутатов. Закон о выплате эмигрантам, потерявшим в ходе революции земли, компенсации вызвал недовольство королевской политикой. Правительство Карла X было свергнуто в июле 1830 г. Карл X бежал из Франции, престол был передан герцогу Луи Филиппу Орлеанскому. Государственный строй Франции после Июльской революции — Июльская монархия.
Тема 12.9 Июльская монархия. Хартия 1830 г.
Правительство Карла X было свергнуто в результате событий июля 1830 г. Непосредственным поводом к революции послужил ордонанс Карла X, который содержал нормы об изменении избирательного права, запрещал избирательные собрания и митинги. Государственный строй Франции после Июльской революции получил название Июльской монархии.
В 1830 г. король Луи Филипп издал Хартию в основном воспроизводившую Хартию Людовика XVIII (1814), с учетом новых капиталистических реалий. Несколько уменьшились полномочия короля, например, право законодательной инициативы, получили также палата пэров и палата депутатов. Были понижены и возрастной, и имущественный цензы для избирателей и кандидатов в депутаты. Вместе с тем Луи Филипп фактически не реформировал доставшуюся ему в наследство судебно-административную и правовую систему Франции.
Для подавления республиканской оппозиции и растущего рабочего движения королевское правительство не стеснялось использовать самые разнообразные методы полицейского надзора и репрессии. Вместо ликвидированной в ходе революции 1830 г. жандармерии была учреждена Национальная гвардия.
В период правления Луи Филиппа руководящая роль в государстве принадлежала небольшой группе финансовых магнатов (олигархов).
Был понижен, но оставался чрезвычайно высоким имущественный ценз (200 франков) для пассивного избирательного права и возрастной ценз для избирателей — до 25 лет, а для депутатов — до 30 лет. Общее число голосующих выросло незначительно, составив всего 240 тыс. чел. на всю страну (вместо 6 млн, как было бы при всеобщем мужском избирательном праве). Оправдывая высокий имущественный ценз, председатель Совета министров в правительстве Луи Филиппа Гизо заявил: «Обогащайтесь, господа, и вы станете избирателями». Это был своеобразный лозунг Июльской монархии [4,с. 488].
В 40-х гг. XIXв. оппозиция режиму Июльской монархии заметно увеличилась. Против нее все активнее выступал быстро растущий рабочий класс Франции, усилилось недовольство со стороны мелкой, а также промышленной буржуазии, отстраненной от участия в выборах и политической власти. Кризис 1847—1848 гг. способствовал созданию новой революционной ситуации и быстрому росту популярности республиканских идей. Февральская революция 1848 г., в победе которой важную роль сыграло рабочее население Парижа, требовавшее уже не только восстановления республики, но и проведения социальных реформ, привела к падению правительства Луи Филиппа.
Тема 12.10 Вторая республика во Франции 1848 г.
Буржуазно-демократическая революция 1848 г. привела к ликвидации королевской власти и установлению республиканского строя. Утвердился политический режим Второй республики.
Конституция Второй республики была принята 4 ноября 1848 г. Источником государственной власти объявлялся народ, закрепллось всеобщее избирательное право. Под воздействием революционных событий большинство Учредительного собрания использовало новые конституционные подходы и установки, учитывающие широко распространившиеся среди низших слоев населения эгалитаристские настроения (в пользу всеобщего равенства) и требования «социальной республики».
Основами республики объявлялись семья, труд, собственность и общественный порядок. В Конституции 1848 г. декларировались демократические права граждан.
Система государственных органов Второй республики строилась на принципе разделения властей.
Центральную роль играл президент республики, избираемый населением на четыре года. Он наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д., назначал и смещал министров, а по совету последних — дипломатов, главнокомандующих флота и армии, префектов, правителей Алжира и колоний, а также ряд других должностных лиц. Правда, президент не мог быть сразу переизбран на второй срок, не имел права роспуска Национального собрания, но в силу своей независимости от представительного органа мог бесконтрольно распоряжаться всеми рычагами исполнительной власти: министрами, могущественным полицейско-бюрократическим аппаратом, армией.
Однопалатное (из 750 депутатов) Национальное собрание, избираемое на три года посредством тайного голосования французами старше 21 года на основе всеобщего избирательного права (т. е. без имущественного ценза), было наделено законодательной властью.
Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, назначаемого на шесть лет Национальным собранием. Создание этого органа власти ослабляло позиции парламента. В компетенцию Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих как от правительства, так и от самого Национального собрания. К его ведению были отнесены также функции административной юстиции.
Тема 12.11 Вторая империя во Франции. Конституция 1852 г.
В соответствии с Конституцией в 1848 г., благодаря голосам крестьян, которые составляли до 70% населения, президентом республики был избран Луи Бонапарт. В Национальном собрании сильные позиции получили монархисты, которые немедленно развернули наступление на демократические институты (в частности, было отменено всеобщее избирательное право). Луи Бонапарт при поддержке армии разогнал 2 декабря 1851 г. Национальное собрание и установил личное президентское правление.
Он 14 января 1852 г. промульгировал (издал) новую Конституцию (очень напоминавшую первую наполеоновскую Конституцию Франции 1799 г.). Вся полнота власти концентрировалась в руках президента, избираемого на десять лет. Он являлся главой вооруженных сил, назначал министров, которые не несли ответственности перед Национальным собранием, и тем самым имел в своем распоряжении полицейско-бюрократический аппарат. От имени президента осуществлялось правосудие республики. Парламентарии и должностные лица приносили ему присягу на верность.
Законодательный процесс находился всецело под контролем президента и осуществлялся Государственным советом, Законодательным корпусом и сенатом. Из них лишь Законодательный корпус был выборным учреждением, члены Государственного совета и сената назначались президентом. Сенат по указанию Президента мог вносить изменения в конституционную систему.
За президентом было зарезервировано право непосредственного обращения к народу в форме плебисцита, результаты которого в условиях президентского контроля были предрешены. Этим Луи Бонапарт и воспользовался в конце 1852 г., когда было принято решение о восстановлении во Франции императорской власти и коронации самого бывшего президента как императора Наполеона III. Был установлен режим Второй империи — бонапартистский режим. Бонапартизм — политика лавирования между различными социальными классами, заигрывания с различными группами населения.
При Наполеоне III постоянно корректировалось действующее законодательство, менялись гражданско-правовые и конституционно-правовые нормы.
Сенатус-консульт 25 декабря 1852 г. дал императору право председательствовать в Государственном совете и сенате, издавать декреты и определять расходную часть бюджета, который лишь в самой общей форме утверждался парламентариями. Выборы в Законодательное собрание контролировались правительством (создавалась система так называемых «официальных кандидатов»).
Императорским декретом 1854 г. был восстановлен корпус жандармов (упраздненный Июльской революцией 1830 г.).
Весной 1870 г. через плебисцит была принята новая Конституция Франции, которая не была введена в действие в связи с начавшейся Франко-прусской войной, обернувшейся катастрофой для режима Второй империи.
Тема 12.12 Государственный строй Парижской Коммуны 1871 г.
Пролетариат Парижа, организованный в Национальную гвардию, после шестимесячной осады города прусскими войсками восстал и провозгласил Коммуну 18 марта 1871 г. Восставшими руководило так называемое «большинство» и «меньшинство». К первым принадлежали новые якобинцы и бланкисты — последователи революционера О. Бланки. Бланкисты считали, что революция может быть проведена силами небольшой, но хорошо законспирированной организации. «Меньшинство» составляли последователи учения П. Ж. Прудона, который отрицал политическую борьбу и заявлял о немедленной отмене государства.
Правительство бежало из города, и власть в столице перешла в руки Центрального комитета Национальной гвардии, который объявил о переходе правительственной власти в руки рабочих. Коммуна ликвидировала постоянную армию, распустила старую полицию, суд. Церковь была отделена от государства. Чиновники, не признавшее Коммуну и ее бойкотировавшее, были уволены.