Идеи в уме, качества в телах. Чтобы лучше раскрыть природу наших
идей и толковать о них понятно, будет удобно провести в них различие,
поскольку они являются идеями, или восприятиями, в нашем уме и поскольку
они − видоизменения материи в телах, возбуждающих в нас такие
восприятия. Это нужно для того, чтобы мы не могли думать (как, быть может,
это обыкновенно делают), будто идеи − точные образы и подобия чего-то
внутренне присущего предмету. Большинство находящихся в уме идей
ощущения также мало похожи на наши идеи, обозначающие их названия,
хотя последние и способны, как только мы их услышим, вызывать в нас эти
идеи.
Все, что ум воспринимает в себе и что есть непосредственный объект
восприятия, мышления или понимания, я называю идеею; силу, вызывающую
в нашем уме какую-нибудь идею, я называю качеством предмета, которому
эта сила присуща. Так, снежный ком способен порождать в нас идеи белого,
холодного и круглого. Поэтому силы, вызывающие эти идеи в нас, поскольку
|
|
они находятся в снежном коме, я называю качествами, а поскольку они суть
ощущения или восприятия, в наших умах, я называю их идеями. Если я
говорю иногда об идеях, как бы находящихся в самих вещах, это следует
понимать таким образом, что под ними имеются в виду те качества в
предметах, которые вызывают в нас идеи.
Первичные качества. Среди рассматриваемых таким образом качеств в
телах есть, во-первых, такие, которые совершенно неотделимы от тела, в
каком бы оно ни было состоянии; такие, которые оно постоянно сохраняет
при всех переменах и изменениях, каким оно подвергается, какую бы силу ни
применить к нему; такие, которые чувства постоянно находят в каждой
частице материи, обладающей достаточным для восприятия объемом, а ум
находит, что они неотделимы ни от какой частицы материи, хотя бы она была
меньше той, которая может быть воспринята нашими чувствами. Названные
качества тела я называю первоначальными 05 Tc<02690или первичными. Мне кажется, мы
можем заметить, что они порождают в нас простые идеи, т.е. плотность,
протяженность, форму, движение или покой и число.
Вторичные качества. Во-вторых, такие качества, как цвета, звуки,
вкусы и т. д., которые на деле не играют никакой роли в самих вещах, но
представляют собой силы, вызывающие в нас различные ощущения
первичными качествами вещей, т.е. объемом, формой, строением и
движением их незаметных частиц, я называю вторичны ми качествами …
Идеи первичных качеств суть[продукт сходства, вторичных − нет.
Отсюда, мне кажется, легко заметить, что идеи первичных качеств тел сходны
с ними, и их прообразы действительно существуют в самих телах, но идеи,
вызываемые в нас вторичными качествами, вовсе не имеют сходства с
телами. В самих телах нет ничего сходного с этими нашими идеями.