Вводная беседа
Педагог знакомит участников с порядком и условиями реализации метода, предлагает рассматриваемое понятие.
Среди понятий, которые можно предложить учащимся для реализации метода «Алфавит», могут быть любые термины, обозначающие предметы, явления, нравственные понятия, духовные и материальные ценности, составляющие содержание любого курса, предмета, любой области знания, любой сферы деятельности.
Метод «Алфавит» может быть использован как на занятии, так и во внеучебной работе.
По окончании вводной беседы на доске или стене вывешивается технологическая карта метода «Алфавит» (лист ватмана с написанным сверху вниз алфавитом).
Этап 1 — смыслотворчество.
Педагог предлагает участникам раскрыть смысл изучаемого понятия, заполнив технологическую карту (вписать маркером в каждую строку слова, начинающиеся с соответствующей буквы алфавита и раскрывающие смысл изучаемого понятия).
Учащимся необходимо поочередно вписать в технологическую карту свои понятия. Каждый может записать от одного до нескольких понятий (ограничений здесь нет). В зависимости от желания участники могут и дважды (и больше) подходить к технологической карте, записывать в ней понятия.
Каждый участник, записывая свое понятие на технологическую карту, называет его вслух, чтобы слышали все.
Заполнение технологической карты заканчивается тогда, когда у нее побывали все участники хотя бы по одному разу, и тогда, когда на каждую букву алфавита на технологической карте записано хотя бы одно слово-понятие.
Ниже приведен образец заполнения технологической карты с понятием «педагогический процесс»:
Педагогический процесс
А — атмосфера;
Б — беседа;
В — взаимодействие, воспитание;
Г — гармония;
Д — диалог, деятельность, диагностика;
Е — единство;
Ж — желание;
3 — знания, закономерности, задачи;
И — иерархия, изменение, игра, искусство;
К — культуросообразность, культура, классификация;
Л — личность;
М — методы, мыследеятельность, мотив;
Н — наука, наглядность;
О — обучение, образование, общение, организация;
П — последовательность, педагог, процесс, педагогическая среда, полилог, природосообразность, принципы;
Р — развитие, рост, рефлексия;
С — совокупность, саморазвитие, средства, ситуации, система, смыслотворчество, субъектность, содержание;
Т — технологии, творчество, тестирование;
У — учащиеся, умения, урок, управление;
Ф — фактор, форма, философия;
X — характеристика;
Ц — цель, целенаправленный;
Ч — человек;
Ш — шанс;
Щ — щедрость;
Э — эксперимент, этапы, эволюция;
Ю — юность, юмор;
Я — «Я-концепция», ясность, яркость.
Этап 2 — аналитический.
На этом этапе участникам предлагается из всех записанных на технологической карте понятий выделить несколько, которые в большей мере отражают сущность изучаемого понятия.
Этап 3 — рефлексивный.
Заканчивается реализация метода рефлексией деятельности участников их взаимодействия. Алгоритм рефлексии может быть следующим:
· зафиксируйте состояние своего знания об изучаемом понятии, определите, насколько оно изменилось;
· определите причины этого состояния;
· оцените свою деятельность, важность этого метода для себя.
При организации рефлексии педагог предлагает высказаться каждому участнику метода.