Значение раздробленности

Раздробленность — закономерный этап становления древнерусской государственности, вызванный поступательным развитием общества. Она привела к ускоренному росту городов, поскольку каждый князь стремился укрепить и украсить свою столицу, что требовало совершенствования ремесла, строительного дела, способствовало росту торговли. Раздробленность сделала более богатой и разнообразной древнерусскую культуру, вызвала к жизни новые центры летописания, так как самостоятельные княжеские династии стремились обзавестись собственной историей.

Вместе с тем раздробленность способствовала упадку военного могущества Древней Руси, особенно из-за дальнейшего дробления крупных княжеств.

Наиболее болезненно это сказалось в XIII в., в период монгольского нашествия.

Развитие древнерусской культуры проходило в непосредственной связи с эволюцией восточнославянского общества, становлением государства, укреплением взаимоотношений с соседними странами.

В XII—XIII вв. из-за упадка Киева и политического обособления отдельных земель формируются новые культурные центры.

Материальная культура. Занятия и быт

Фольклор

Особое место в фольклоре занимает былинный эпос. Среди древнерусских былинных сюжетов выделяются былины об Илье Муромце, о Микуле Селяниновиче, о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Большинство былин связано с временами Владимира I (в былинах — Владимир Красное Солнышко). Появление былинного эпоса, центральные фигуры которого князь и его богатыри, отразило укрепление государственной власти, борьбу Руси против иноземных нашествий.

Фольклор оказал большое влияние на становление и развитие древнерусской литературы. Письменность и литература

Широкое распространение письменности началось с распространением христианства и созданием болгарскими миссионерами Кириллом и Мефодием славянского алфавита — кириллицы. Самыми ранними из дошедших до нашего времени памятников древнерусской письменности являются Остромирово Евангелие 1056—1057 гг., Изборники 1073 и 1076 гг.

В связи с распространением христианства на Руси (главным образом, при монастырях) стали создаваться школы для «книжного учения». Грамотных людей было довольно много, о чем свидетельствуют, прежде всего, обнаруженные в Новгороде берестяные грамоты XI—XII вв.

В Киеве при соборе Святой Софии была создана обширная библиотека. Подобные собрания книг существовали и в других богатых храмах и крупных монастырях.

Уже в XI в. начинается формирование собственно древнерусской литературы. Ведущее место среди литературных произведений принадлежало летописям. Крупнейший летописный свод Киевской Руси — «Повесть временных лет» (ПВЛ) возник в начале XII в. До нас ПВЛ дошла в двух редакциях, сложившихся и XIV—XV вв. Она стала основой русского летописания. Ее включали практически во все местные летописи. Важнейшими темами ПВЛ были отстаивание христианской веры и защита родной земли.

В летописи нередко включались публицистические и литературные произведения. «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (первого митрополита русского происхождения), написанное во второй трети XI в., посвящено прославлению христианства и обоснованию самостоятельности Руси по Отношению к Византии. В «Поучении Владимира Мономаха» (1117) создан образ идеального князя, мужественного в бою, заботящегося о подданных, радеющего о единстве и благополучии Руси.

Крупнейшие центры летописания в XII в. — Новгородская, Владимиро-Суздальская и Галицко-Волынская земли.

Сознание единства Русской земли — ведущая тема литературы XII—XIII вв. Крупнейшим произведением этой эпохи считается «Слово о полку Игореве». Самыми выдающимися частями «Слова о полку Игореве» являются «Плач Ярославны» и золотое слово» киевского князя Святослава Всеволодовича, наполненное глубокой болью за Русскую землю и призывом к единству.

Архитектура

С принятием христианства на Руси стали возводиться храмы. Первые из них были деревянными и до наших дней не сохранились. Но уже в конце X в. был построен первый русский каменный храм — Десятинная церковь (разрушена монголами в 1240 г.).

Самым ранним из сохранившихся памятников древнерусского зодчества является огромный 13-купольный кирпичный собор Святой Софии в Киеве, построенный при Ярославе Мудром (30-е гг. XI в.). Несколько позднее был сооружен собор Святой Софии в Новгороде. Несмотря на очевидное сходство композиции, этот храм существенно отличается от киевского. В XII в. быстро развивалось каменное строительство, поскольку становившиеся самостоятельными князья стремились украсить города и монастыри Фреска — роспись водяными красками по сырой штукатурке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: