Реализуя воспитательный процесс, учитель выступает человеком, умеющим облегчить ситуативное неблагоприятное состояние ученика. Педагог способствует свободному проявлению «Я» субъекта, его способностей. Назначение процесса воспитания – помочь ребенку осознать свою уникальность и неповторимость как личности и пробудить потребность в самосовершенствовании и саморазвитии. Учитель создаёт условия для максимального развития его внутренних задатков. В этом случае ученик более конструктивно подходит к проблеме необходимости изменения своего поведения и отношений.
В педагогической деятельности важным является социально-педагогическое направление, которое предполагает соотнесение эмоционального состояния ученика с социальной ситуацией, в которой оно разворачивается. Предусматривается постановка педагогических целей и задач (социальная ситуация становится педагогической, если в ней ставятся задачи воспитания).
Условия организации процесса воспитания с позиции учёта эмоционального состояния ученика:
1) Помощь педагога в ознакомлении и осмыслении единых характеристик мира (таких как амбивалентность, многомерность, динамичность, бесконечность, системность и т.д.);
С этими характеристиками жизненных явлений школьник сталкивается постоянно, но, не будучи подготовленным, теряется в оценках наблюдаемого или проживаемого. Учитель должен учитывать, что детская психика ранима и любой эмоциональный разлад опасен для ребенка. Содержание воспитательного процесса предусматривает такую вероятность и проецирует соответствующую деятельность педагога.
2) Воспринять ребенка в контексте происходящей вокруг жизни, не изолированно от её противоречивых, многослойных, разнообразных явлений;
Педагогу важно не только воспринять сложившуюся ситуацию как неизбежную реальность, но и иметь в ней активную позицию, подходить к ней с точки зрения возможности её изменения через взаимодействие участников.
3) Взаимное уважение усилий каждого субъекта, основанное на воспитании личной ответственности за происходящее;
У. Глассер: «Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учёбе».
4) Учёт возрастных психологических особенностей развития ученика;
Кризисные периоды развития имеют особое значение. Это закономерные и необходимые этапы развития ученика, однако, нередко сопровождающиеся неблагоприятными состояниями (упрямство, капризы, эгоизм и т.д.). Реализация индивидуального подхода.
5) Принятие ребёнка как личности, признание его индивидуальности.
Некоторые особенности поведения ученика могут нуждаться в коррекции, другие могут быть
приняты как отличительные черты характера.
Установки для ситуации помощи К.Роджерса:
- безусловное принятие личности человека, которому оказывается помощь, и его внутренних переживаний;
- отсутствие оценок в отношении к нему;
- эмпатия.
Конгруэнтность – соответствие между тем, что человек испытывает и тем, как он это выражает. Это умение педагога искренне выражать свои чувства.
Задача педагога – предотвратить повторение и закрепление ситуативного неблагоприятного состояния ребенка в отрицательное качество личности (злости-в злобности, лени-в леность и т.д.).
Социально0педагогическое направление порождает:
- принцип совместно-разделенной деятельности;
- преобладание диалоговых форм общения с детьми;
- веру в успешное решение проблемы, в ресурсы личности;
- готовность оказать содействие в решении проблемы;
- признание права ребенка на свободу выбора;
- поощрение и одобрение самостоятельности, личной и взаимной ответственности;
- акцент на сильных сторонах личности;
- готовность и способность быть на стороне ребенка, признание его права на ошибку.