Суть кризисной ситуации и принятые меры по её разрешению

Последствия кризиса уже успели отразиться на российской экономике. Не миновали они и туристический бизнес. Компания «Инна Тур» заявила о том, что прекратила все операции и взаиморасчеты с «ГУТА-Банком», объявившим о своей недееспособности. Компания, входящая в состав финансово-инвестиционной ассоциации «Группа ГУТА». В результате компания была вынуждена вести свои расчеты через Сбербанк и Национальный резервный банк (НРБ). В целом сложившаяся ситуация, по мнению участников рынка, так или иначе затронет всех его игроков. В первую очередь пострадают небольшие компании, работающие преимущественно на оборотных средствах, и они будут вынуждены переходить на «серые» схемы.

По официальной информации, размещенной на сайте компании, «Инна Тур» перешла на обслуживание в Сбербанк России и обратилась к своим клиентам с просьбой отозвать платежи, произведенные через «ГУТА-банк» 5 и 6 июля, и оплатить услуги либо наличными, либо по безналичному расчету на новый расчетный счет. По материалам интервью представителей пресс службы компании проводимого с корреспондентами ИА «RBC Daily», в течение двух дней в компании наблюдались сбои, после чего были использованы резервные счета компании в Сбербанке, куда сейчас и поступают платежи. «У нас также открыт счет в НРБ, – со слов советника генерального директора компании «Инна Тур» Маргарита Давликанова. – Банк поручился в «Аэрофлоте», что предоставит нам гарантии по продажам билетов на чартерные и регулярные рейсы». По словам г-жи Давликановой, особых потерь в результате форс-мажорных обстоятельств компания не понесла, однако конкретные суммы назвать затруднилась. «Это пока не тот процент, который сказывается на работе компании», – прокомментировала она.

Впрочем, есть и еще одна проблема, с которой компании пришлось столкнуться из-за нестабильной ситуации в банковском секторе: ей не выплачиваются те деньги, которые поступают от покупателей. Скорее всего, с подобными неприятностями придется столкнуться большинству участников туристического бизнеса, что совсем их не радует, ведь в разгаре сезон отпусков, когда люди особенно активно приобретают туры. Нынешняя же ситуация не только отпугивает их, но еще и существенно затрудняет покупку путевки из-за того, что платежи не поступают на счета компаний. «Туризм, особенно выездной, связанный с оперативными платежами, безусловно, может пострадать, – сказал RBC daily заместитель председателя совета директоров холдинга «Туральянс» Игорь Корепанов. – Могут возникать форс-мажорные обстоятельства. Конечно, компанию «Инна Тур», как один из активов группы «ГУТА», постарались оперативно вывести из-под удара, хотя вряд ли для нее это прошло безболезненно». Под ударом могли оказаться и туристические компании, и сами клиенты. «Многие компании работают по внешнеторговым контрактам, используют программы кредитования, – прокомментировал г-н Корепанов. – Есть возможность того, что заявка на кредит «провиснет», в результате чего человек откажется от тура, а фирме придется выплачивать штрафные санкции, ведь она уже сделала бронь».

Определенный ущерб также потерпели в то время компании, занимающиеся перевозками. Хотя это одна из самых больших по обороту отраслей, она построена на системе банковских лимитов. А в ситуации, когда взаиморасчеты нарушаются, нельзя исключать непредвиденные обстоятельства. Так, например, поступила несколько дней назад Транспортно-клиринговая палата. Как только стало известно о проблемах «ГУТА-Банка», она отключила компанию «Инна Тур» от своих пультов продаж и открыла доступ только после того, как стало ясно, что туристическая компания платежеспособна. «Любой поставщик услуг, если схемы работы построены на кредитно-клиринговых системах, будет объявлять форс-мажор, – считает Игорь Корепанов. – Вообще степень разрушений из-за банковского кризиса вполне сравнима с тем, что происходит в других отраслях экономики».

Впрочем, другие компании пока не подтверждают данных о сходных случаях. Так, представители компании Deep Tour (клиент банка «Диалог-Оптим», который уже довольно длительное время выдает вкладчикам не более 300 долл. в день) утверждают, что их кризис никак не затронул. «Никаких проблем с банком «Диалог-Оптим» у нас нет» по словам официального представителя компании Имран Назаров. – Мы полностью обслуживаемся через него. Три недели назад у нас действительно несколько дней была задержка выплат, но сейчас таких проблем нет». Как сообщил г-н Назаров, на случай непредвиденных обстоятельств компания располагает резервными счетами, но пока на них переключаться не собирается. Вместе с тем он уверен, что банковский кризис так или иначе затронет всех участников рынка. «Сама эта ситуация снизит продажи на 25-30%», – считает Имран Назаров.

Участники рынка уверены, что в первую очередь кризис затронет небольшие компании, тогда как крупные игроки, такие как «Инна Тур», Tez Tour, «Натали Турс», пострадают в меньшей степени. Причем следствием этого может стать переход на прежние «серые» схемы работы, что приведет к резкому оттоку туркомпаний из банковской сферы. Впрочем, Маргарита Давликанова считает, что легче приостановить работу компании на несколько дней, чем переходить на подобные схемы платежей. «Думаю, в большей степени кризис повлияет на объем пассажиропотока, – отмечает она. – Ведь обыватель в таких случаях предпочитает сидеть дома или на даче, а не ехать куда-то на отдых».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: