Итак, наука возникает и развивается, прежде всего, как особый вид
познавательной деятельности, направленной на выработку истинных, т.е.
объективных, системно организованных и обоснованных знаний. Уже в
период становления ее в истории европейской культуры четко
обнаруживается такая черта, отличающая науку от других видов
познавательной деятельности как стремление выйти за рамки
непосредственного наличного опыта (соответственно, за рамки обыденного
сознания, мнений), опереться, с одной стороны, на разум, с его способностью
проникать за внешнюю данность объекта познания, выявляя логические
связи (теоретическое знание), с другой – на особый вид практики, который со
временем будет обозначен как научный эксперимент.
История науки убедительно демонстрирует различные формы
организации знаний, возникающих на этапах ее исторического развития.
Причем, как не трудно видеть, с реализацией именно этой тенденции
научного познания связан, как правило, процесс возникновения нового
|
|
знания. Все это, естественно, потребовало ответа на вопрос, каковы
основания синтезирующей работы научной мысли, иначе говоря – науки?
Следует отметить, что однозначного ответа на этот вопрос в
современной философии науки нет. По мнению известного российского
ученого в этой области философского знания академика Степина В.С., эти
основания и их отдельные компоненты зафиксированы и описаны рядом
исследователей в терминах «парадигма», «ядро исследовательской
программы», «идеал естественного порядка», «основные тематы науки»,
«исследовательская традиция». Критически осмысливая и обобщая
различные точки зрения по данной проблеме, В.С.Степин предложил
выделить в качестве структурных элементов оснований науки следующие
компоненты: научные картина мира; идеалы и нормы научного познания;
философские основания науки.
Начать рассмотрение отдельных компонентов оснований науки, на наш
взгляд, следует все-таки именно с философских оснований науки, поскольку
и само понятие научного знания как истинного знания, и научное познание в
целом возникает в недрах философии. Фундаментальность философских
оснований научного познания проявляется, по словам известного западного
историка науки Дж.Холтона, в частности в том, что появление в науке любой
темы предполагает включение философского анализа в процесс научного
поиска.
В самом деле, исторический опыт развития научного знания
свидетельствует, что всякий раз, когда имеет место выход за пределы
наличного опыта, имеем дело с неформализуемыми операциями и
процедурами, включающими содержательные, интуитивные, гипотетические
моменты, элементы когнитивной веры, с категоризацией, интерпретацией,
конвенцией и др. операциями, выявление философских оснований и
предпосылок научного познания становится методологической нормой.