Международные соглашения об избежании двойного налогообложения, ограждающие международные предприятия от двойного налогообложения в своих странах и за границей

3. Важное место в развитии международного бизнеса занимают международные банковские объединения, такие как Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк, Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Межамериканский банк развития (МБР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и другие подобные организации. Наиболее активно проявляет себя Международный валютный фонд, однако результаты деятельности его оцениваются неоднозначно.

МВФ предоставляет финансовую поддержку (за определенную плату) странам, которые испытывают проблемы с платежным балансом, имеют экономические затруднения в отдельных сферах производства, проблемы функционирования отдельных отраслей и отдельных предприятий. Для получения этой финансовой помощи необходимо выполнить определенные условия, иногда принуждающие правительство делать значительные и политически непопулярные уступки МВФ в его поддержку. В основном эти рекомендации сводятся к повышению процентных ставок и сокращению государственных расходов для стабилизации валюты и восстановления доверия со стороны иностранных инвесторов, банкротства убыточных предприятий, либерализации внутреннего рынка

При этом рекомендации МВФ не учитывают все важнейшие аспекты кризисных ситуаций в той или иной стране. Результаты следования рекомендациям МВФ оказываются нередко противоречивыми с позиции интересов, как национального бизнеса, так и международного. Так, слепое следование рекомендациям МВФ Аргентины привело к потере позиций такой передовой отрасли как машиностроение, «бегству» не только капиталов, но и предприятий за границу (1999 год назван в Аргентине годом «великого переселения» промышленных предприятий в Бразилию). Из трех долларов иностранных инвестиций только один направлялся в производство, причем только треть его представляла собой действительно новые капитальные вложения, тогда как остальные две трети направлялись на покупку уже действующих предприятий. Спекулятивный капитал подмял под себя капитал производственный, внешний долг с 25% ВВП в 1992 году вырос до 54% в ВВП в 2000 году.

Аналогичное положение сложилось в результате следования рекомендациям МВФ в бывших республиках Прибалтики, на Украине. В Литве, Латвии, например, практически стоит вся крупная промышленность, наиболее прибыльные предприятия взяты под контроль западных компаний, продолжает переживать кризисную ситуацию легкая и пищевая промышленность, национальный капитал в банках не превышает 10% совокупного капитала. Безоговорочное следование рекомендациям МВФ и Всемирного банка привело экономику Украины к глубочайшему спаду: объем производства продукции машиностроения и высокотехнологичных отраслей сократился в 25 раз, производства обуви – в 19 раз, трикотажа – в 35 раз, телевизоров – в 120 раз и т.д. Аналогичное положение складывается и в других странах (Югославии, Боснии и Герцеговинге, Македонии, Венгрии, Румынии.

Отсюда можно сделать вывод, что ультралиберальные доктрины МВФ по реформированию национальных экономик направлены, в первую очередь, не на развитие реального производства, а на обслуживание интересов крупного спекулятивного капитала, то есть одной ветви международного бизнеса, причем, не самой главной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: