Индукция и дедукция в педагогических исследованиях

Индукция и дедукция активно используются в педагогических исследованиях. Индукция позволяет исследователю переходить от эмпирического уровня к уровню теоретическому посредством обобщения отдельных фактов, аналогий, статистического описания и выводов, различных форм экстраполяции от известного к неизвестному. Так, анализ некоторого количества частных педагогических фактов дает возможность вывести общие для них закономерности. Тем самым осуществляется проникновение в сущность явлений, построение гипотез и теорий.

Дедукция позволяет частные положения выводить из общих закономерностей, подводить их под понятие. На основе теоретического знания о структуре процесса обучения строится исследование процесса изучения конкретного учебного материла.

Индукция осуществляется через абстрагирование. Дедукция – через процесс конкретизации[12][1; 3].

Мысленный эксперимент

Мысленный эксперимент можно считать особым видом моделирования, основанного на абстрагировании. В таком эксперименте исследователь на основе теоретических знаний об объективном мире и эмпирических данных создает идеальные объекты, соотносит их в определенной динамической модели, имитируя мысленно то движение и те ситуации, которые могли бы иметь место в реальном экспериментировании. При этом идеальные модели и объекты помогают в «чистом» виде выявить наиболее важные для исследователя, существенные связи и отношения, проиграть проектируемые ситуации, отсеять неэффективные или слишком рискованные варианты [3].

Другие методы теоретического исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: