В ситуации правовой неопределенности или правого спора

В процессе обучения студенты должны научиться решать два типа задач (казусов): на применение нормы (правил), дающих единственно верный путь решения; на правопонимание в ситуации неопределенности, когда происходит столкновение разных норм (правил). Примерный алгоритм решения первого типа задач приведен выше. Его можно использовать и при решении второго типа, но с учетом следующих замечаний.

Прежде всего, нужно иметь в виду, что правовой спор по уголовному делу возникает в силу, во-первых, неопределенности конкретной процессуальной (жизненной) ситуации, когда нет однозначного решения; во-вторых, позиционности столкновения сторон, заданной законом (разные, противонаправленные цели защиты и обвинения) и объективными предпочтениями людей (определяемыми их жизненными ценностями, установками и т. п.), занимающих то или иное процессуальное положение; в-третьих, невозможностью строго формализовать оценку процессуальной ситуации с помощью закона, допускающего различные толкования.

Основываясь на этом, далее вы должны будете следовать таким указаниям:

1. Установите, в чем заключается процессуальная ситуация, в чем ее проблемность, сложность, противоречивость с точки зрения применения правовых норм и принципов. Здесь важно оценить позиции сторон: что им выгодно или невыгодно, каковы их преимущества и недостатки (слабости) по отношению друг к другу. Постарайтесь найти концепции, теоретические подходы, объясняющие (оправдывающие) позицию каждой из сторон.

2. Определите все возможные по закону варианты процессуальных решений, которые могут быть в принципе приняты в сложившейся ситуации.

Определите вероятные правовые последствия каждого решения для сторон с точки зрения достижения желательного для них результата.

3. Выберите самое приемлемое для вас решение, опираясь на собственное толкование норм, принципов, прав и свобод человека и гражданина, концепций и теоретических подходов. Сравните ваше толкование с официальными комментариями УПК РФ, текущей судебной практикой. Постарайтесь найти судебное решение в аналогичной ситуации.

4. Оцените избранное вами решение с точки зрения его обоснованности. Требуется ли здесь обоснование с помощью доказательств (материалов, обладающих всеми признаками доказательств)? Допустимо ли использовать другие средства обоснования?

5. Если необходимо использовать доказательства, выберите среди описанных в задаче материалов относимые, а среди них – допустимые. Определите, к какому виду доказательств относятся отобранные вами материалы. В случае необходимости оцените правомерность отнесения того или иного материала к конкретному виду доказательств по аналогии. Можно ли использовать соответствующие материалы с точки зрения известных вам условий их получения и свойств в контексте задачи (процессуальной ситуации)? Особое внимание при этом обратите на цели использования указанных материалов с позиций защиты, обвинения и разрешения дела.

6. Завершая работу, дайте оценку достоверности и достаточности доказательств, необходимых для обоснования избранного ранее решения. Если вы пришли к выводу о достаточности доказательств, сформулируйте окончательное решение. Если нет – продолжайте работу, начиная с п. 3.

Решая задачу (казус) по предложенной вам схеме, учтите, что речь идет

об оценке процессуальной ситуации и доказательств. Оценочная деятельность в уголовном процессе не поддается такой жесткой регламентации, как установление обстоятельств дела. Она специфична и подчиняется закономерностям социального познания, которые еще хорошо не изучены в юридической литературе. Поэтому изложенная выше схема работы может показаться необычной: вначале выработка позиции и выбор решения, затем оценка материалов по критериям их относимости и допустимости, достоверности и достаточности.

Для того чтобы облегчить вашу работу, приведем систему правил, которые в какой-то мере отражают упомянутую выше специфику процессуальной оценки в уголовном судопроизводстве:

1. Допустимость материалов в качестве доказательств не зависит от оценки их важности для исхода дела.

2. Если закон существенно изменил условия допустимости доказательств, то не могут быть положены в основу обвинения те из них, которые не соответствуют положениям этого закона.

3. Материалы (доказательства) обвинения признаются недопустимыми

в любом случае нарушения закона. Материалы защиты – только в случае, если нарушение закона со стороны защиты ставит под сомнение их достоверность.

4. Интересам стороны служит то доказательство, на использовании которого она настаивает, каково бы ни было его содержание.

5. Обвиняемый не расплачивается своей участью за ошибки или злоупотребления органов уголовного преследования, а также защитника и других лиц, находящихся на его стороне.

6. Бремя доказывания ущербности доказательства (материала) лежит на стороне, которая указывает на его ущербность. Если эта сторона продемонстрирует его ущербность, бремя доказывания допустимости материала в качестве доказательства возлагается на противную сторону.

7. Все оцениваемые материалы подводятся под юридические признаки конкретного доказательства (квалифицируются) в зависимости от их содержания, а не названия.

8. Материалы, полученные в результате использования недопустимого материала, сами недопустимы в качестве доказательств.

9. Нельзя не только использовать, но и упоминать о признанном недопустимым как доказательство материале.

10. Провокация как способ получения материалов делает их недопустимыми в любом случае.

11. Правила процессуальной оценки могут быть противоречивы, так как их действие определяется человеческим выбором[1].

Примерные образцы решения казуса в наиболее сложной форме –


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: