Планирование национальной экономики – форма государственного воздействия на экономику, связанная с разработкой и практическим осуществлением планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения.
Прогнозирование национальной экономики – процесс разработки научно обоснованных прогнозов по поводу будущих экономических и рыночных условий, тенденций их развития, являющийся основой для принятия решения государством.
Директивное планирование – форма народнохозяйственного планирования в условиях командной экономики, имеющая обязательный характер.
Индикативное планирование – форма государственного планирования макроэкономического развития, имеющая направляющий и рекомендательный характер.
Программно-целевое планирование – форма планирования, в основе которой лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей.
Программирование социально-экономического развития – метод вмешательства государства в процессы социально-экономического развития, предполагающий разработку целевых программ с определением последовательности действий для достижения запрограммированного результата.
|
|
В Республике Беларусь на различные периоды времени разрабатываются следующие программные документы:
· Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет;
· Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь и регионов на 10 лет;
· Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет;
· Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь и регионов на 1 год.
В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития (НСУР) определяются стратегические направления эффективного использования социально-демографического, природного, производственного и инновационного потенциалов страны с учетом состояния и необходимости сохранения окружающей среды для будущих поколений. НСУР-2020 разработана в соответствии с принципами и методологическими подходами Повестки дня на XXI в., принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), Декларации тысячелетия (Генеральная Ассамблея ООН, 2000 г.) и других документов.
На основе НСУР разрабатываются Основные направления социально-экономического развития, в которых определяются цели социально-экономического развития Республики Беларусь, пути и средства их достижения.
В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. определены цели и задачи, основные направления и приоритеты развития страны в текущем пятилетии.
|
|
Тест
Закончите фразу, выбрав один или несколько правильных ответов.
1. В зависимости от обязательности плановых заданий различают планирование:
а) директивное и индикативное;
б) текущее и перспективное;
в) стратегическое, тактическое и оперативное.
2. Метод прогнозирования, представляющий собой анализ временных рядов с использованием экономических данных за прошлые периоды, называется:
а) обследованием;
б) экстраполяцией;
в) эконометрическим;
г) барометрическим;
д) экспериментальным.
3. Комплексный подход при прогнозировании экономических процессов подразумевает:
а) использование ретроспективного анализа;
б) классификацию прогнозов;
в) системность и взаимосвязанность анализа экономических процессов.
4. Прогнозирование, опирающееся на познание закономерностей и тенденций развития системы в прошлом, называется:
а) нормативным;
б) комбинированным;
в) телеологическим;
г) генетическим.
5. Классификация прогнозов на демографические, социальные, экономические, экологические, внешнеэкономические и другие виды определяется:
а) по горизонту предвидения;
б) по уровню управления;
в) по объекту прогнозирования;
г) по характеру прогнозирования.
6. Система государственных прогнозов Республики Беларусь на среднесрочную перспективу включает:
а) Национальную стратегию устойчивого социально-экономиче-
ского развития;
б) Основные направления социально-экономического развития;
в) Программу социально-экономического развития;
г) Годовой прогноз социально-экономического развития.
7. Основные направления социально-экономического развития разрабатываются:
а) на 1 год;
б) на 5 лет;
в) на 10 лет;
г) на 15 лет;
д) на 20 лет.
8. Годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь включает:
а) целевые показатели социально-экономического развития;
б) макроэкономический прогноз;
в) направления государственного регулирования экономики.
9. Разработка государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь осуществляется:
а) Министерством экономики Республики Беларусь;
б) Советом Министров Республики Беларусь;
в) Национальной академией наук Республики Беларусь.
10. Стратегической целью социально-экономического развития Республики Беларусь в 2006–2015 гг. является:
а) развитие малого предпринимательства;
б) динамичное повышение уровня благосостояния народа на основе сбалансированного и устойчивого экономического роста;
в) преодоление технического и технологического отставания действующих производств;
г) развитие энерго- и ресурсосбережения.