Производственный потенциал

Производственный потенциал в масштабе национальной экономики представляет собой совокупность всех видов ресурсов и условий осуществления общественного производства, оценивается возможными объемами производства товаров и услуг. Основными составляющими производственного потенциала являются:

- совокупность производственных мощностей отраслей и межотраслевых комплексов;

- материально-техническая и технологическая база производства;

- действующий кадровый потенциал;

- объем вовлеченных в производство ресурсов и их запасы;

- производственная инфраструктура;

- система организации управления, институционально-правовая база регулирования производства.

Для измерения, анализа и оценки производственного потенциала и его составляющих используются как качественные, так и количественные показатели (индикаторы):

- количество предприятий и организаций, занятых в производстве товаров и услуг (по отраслям, комплексам и экономике в целом);

- численность работающих на этих предприятиях и в организациях по профессиональному и квалификационному признакам (рабочие, ИТР, служащие и др.);

- объем производства товаров и услуг – валовой внутренний продукт на макроуровне и объемы добавленной стоимости, произведенной в отраслях и межотраслевых комплексах;

- основные средства (основной капитал, основные фонды);

- качество товаров и услуг (соответствие ГОСТам, стандартам Евросоюза и мирового рынка);

- технологический уровень производства (соотношение традиционных, новых и новейших наукоемких технологий) в экономике и ее отраслях;

- ресурсоемкость производства (материало-, энергоемкость ВВП, доли этих затрат по отраслям);

- характеристика систем управления и типа хозяйствования (соотношение административных и рыночных механизмов, государственной, частной и других видов собственности).

-

19Бюджетно-налоговая политика

В условиях развития Республики Беларусь как суверенного государства существенно трансформировались функции и структура государственного бюджета. Значительно расширилась его доходная база за счет включения налогов, ранее служивших общегосударственными доходами Советского Союза. В 1991 г. при значительном увеличении доходов бюджета расходы были переориентированы на новые приоритеты, обусловленные необходимостью самостоятельного финансирования потребностей экономики, государственного управления и обеспечения внутренней и внешней безопасности страны, Существенно увеличились потребности в финансировании расходов на развитие АПК, обслуживание государственного долга, ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, что обусловило снижение доли расходов на социально-культурные мероприятия. Впервые был запланирован дефицит бюджета в размере 11,4% поступлений.

С 1 января 1992 г. в Беларуси введена новая налоговая система, в основу которой приняты стандарты, близкие к действующим в странах ЕС как по объектам обложения, так и по перечню налогов. Были введены подоходные налоги с предприятий и населения, налог на добавленную стоимость, экологический налог, налог на недвижимость, создана система внебюджетных фондов.

Наиболее значимым источником доходов стал налог на добавленную стоимость (НДС). Ставка его в размере 28% включала не только прибыль, заработную плату с начислениями по социальному страхованию, но и амортизацию основных фондов. В 1993 г. ставка НДС была снижена до 25%, а сельскохозяйственные предприятия полностью освобождены от налога. Был создан новый внебюджетный фонд регулирования розничных цен, куда отчислялось 3% от выручки всех предприятий, в результате чего совокупное налоговое давление на прибыль возросло на 18%. Был введен новый 10-процентный налог на чистые доходы от экспорта, получаемые в конвертируемой валюте. В 1994 г. базовая ставка НДС уменьшена до 20%, отчисления в фонд Чернобыля уменьшились с 18 до 12% от фонда заработной платы

21. Денежно-кредитная и валютная политика

Самостоятельность в осуществлении денежно-кредитной и валютной политики на основе национальной денежной единицы Республики Беларусь фактически ведет свое начало с середины 1992 г., когда в обращение был введен белорусский рубль. Официальное закрепление белорусского рубля в качестве единственного законного средства платежа произошло лишь через два года Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 19 октября 1994 г. и было обусловлено политической неопределенностью в деле объединения денежных систем России и Беларуси. В силу этих обстоятельств формирование нормативно-правовой базы функционирования банковской системы и переход на бухгалтерский и статистический учет, базирующийся на международных стандартах, был завершен только в конце 1994 г. В результате роль государственного регулирования в денежно-кредитной и валютной сфере и 1942-1994 гг. была пассивной. Высокие темпы инфляции в этом периоде (прирост индекса потребительских цен в среднем за месяц составил около 28%) были обусловлены процессами выравнивания внутренних и мировых цен, связанными с возникшей открытостью экономики, и в меньшей степени - монетарными факторами. Так. совокупная денежная масса к концу 1994г. выросла по сравнению с 1991 г. в 1213 раз, тогда как аналогичный показатель по инфляции составил 7156 раз.

Начиная с августа 1995 г. ухудшились происходящие на валютном рынке процессы. Основным фактором, повлекшим изменение конъюнктуры на валютном рынке, явилась продолжительная стабильность обменного курса рубля при растущих внутренних иенах. Это привело к существенному росту реального курса белорусского рубля, что в свою очередь повысило эффективность импорта, в особенности из дальнего зарубежья. В связи с этим увеличился спрос на иностранную валюту со стороны импортеров. В результате произошло превышение спроса над предложением на валютном рынке.

Административная фиксация официального курса, обусловленная намерением нейтрализовать его инфляционное влияние в экономике, в дальнейшем негативно отразилась на ситуации на валютном рынке. Национальный банк был вынужден продавать валюту с целью поддержания курса белорусского рубля. Для того чтобы не допустить сокращения валютных резервов, принимались меры административного характера, ужесточающие контроль за приобретением валюты и порядок проведения торгов на бирже, - запрещались покупка иностранной валюты на внутреннем валютном рынке нерезидентами со счетов типа «Н», сделки на внебиржевом валютном рынке временно ограничивались размерами одного биржевого лота, был введен запрет на выдачу валютных кредитов субъектам хозяйствования, а Министерство экономики установило перечень продукции, на закупку которой валютные средства должны выделяться на МВБ в первоочередном порядке и др.

22.Результаты социально-экономического развития Беларуси в 2006 – 2010 гг. Оценка выполнения основных показателей Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. свидетельствует, что по большинству из них прогнозные параметры достигнуты (таблица 4.1).

Таблица 4.1 - Основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь за 2006–2010 гг.

Показатель В сопоставимых ценах, 2010 г. в % к 2005 г.
программные показатели оценка выполнения
Валовой внутренний продукт 146 -155  
Продукция промышленности 143 - 151  
Производство потребительских товаров 150 - 157  
Продукция сельского хозяйства 134 - 145  
Инвестиции в основной капитал 198 - 215  
Объем внешней торговли, включая услуги (по данным платежного баланса) – всего 153 - 160  
В том числе:    
экспорт 155 - 162  
импорт 151 - 158  
сальдо (в 2010 г., млн. долл. США) +800 – 1000 -5370
Реальные денежные доходы населения 149 - 156  
Розничный товарооборот 157 - 165  
Платные услуги населению 154 - 161  
Снижение энергоемкости ВВП 26 - 30,4 27,9
Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, млн. кв. метров 23,5 - 26 26,7

За 2006 – 2010 гг. республикой достигнуты высокие темпы развития. В результате, по последним данным Программы развития ООН, по обобщающему показателю уровня социально-экономического развития стран – индексу развития человеческого потенциала Беларусь заняла 61-е место из 182 государств, опередив все страны СНГ, кроме Эстонии, Литвы и Латвии.

Вместе с тем в ходе реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь в истекшей пятилетке не удалось в полной мере решить ряд проблем, которые оказывают сдерживающее влияние на динамичное социально-экономическое развитие страны. Сохранилась недостаточно эффективная структура экономики, выражающаяся в высоких импортоемкости, материалоемкости и энергоемкости выпускаемой продукции, относительно низкой производительности труда и, как следствие, недостаточной конкурентоспособности продукции отечественного производства. Снижается эффективность инвестиций и медленными темпами увеличивается объем привлечения в экономику прямых иностранных инвестиций. Слабой остается восприимчивость предприятий и организаций к инновациям. По-прежнему наблюдается несбалансированность во внешней торговле.

Государственная политика в 2011 – 2015 гг. будет направлена на решение указанных проблем и преодоление ограничений экономического роста, что позволит обеспечить устойчивые темпы социально-экономического развития страны и существенное повышение уровня благосостояния населения в среднесрочной перспективе.

25.Отраслевая структура национальной экономики и формирование хозяйственных комплексов Национальная экономика Беларуси имеет сложную функциональную и территориально-производственную структуру, включающую межотраслевые и отраслевые звенья, регионы, комплексы, предприятия и организации.

Соотношение, пропорции между отраслями, межотраслевыми комплексами, сферами деятельности отражает отраслевая структура общественного производства. Отрасли национальной экономики определяются как качественно однородные группы хозяйственных единиц с особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и специфической ролью в процессе расширенного производства. Каждая отрасль представляет совокупность родственных предприятий, организаций и учреждений, обладает определенным производственно-техническим единством.

В соответствии с ныне действующим в системе статистического учета и анализа Беларуси классификатором отраслей народного хозяйства все отрасли экономики делятся на две группы – производящие товары и оказывающие услуги. Практически во всех странах мира наблюдается одна и та же закономерность: с ростом уровня дохода на душу населения первый (преимущественно сельскохозяйственный) сектор постепенно теряет свою ведущую роль в экономике страны, уступая ее сначала промышленному, а затем сектору услуг.

Специфика структурных преобразований в Беларуси, как и в других странах СНГ, заключается в быстром росте доли услуг в ВВП страны. Так на первом этапе (1990 – 1995 гг.) доля услуг в ВВП Беларуси выросла с 28,5 до 44,5%, в России – с 39 до 55%. Данный структурный сдвиг произошел в условиях общего падения производства.

В стране формируется принципиально новая экономическая структура, при которой решающую роль играют образование, культура, наука, информация, знания и творческий труд. В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. прогнозируется обеспечить рост объемов реализации услуг населению в 3,4 – 3,7 раза по сравнению с 2000 г., а их удельный вес в ВВП довести в 2020 г. до 50 – 52%.

В национальной экономике Беларуси функционируют такие интеграционные структуры как хозяйственные комплексы (их называют также отраслевыми, межотраслевыми). Хозяйственный комплекс - сложная межотраслевая система, которая отличается высоким уровнем интеграции между составляющими ее элементами (предприятиями, организациями и т.д.) по потокам производимых товаров, энергии и информации и в силу этого обладает высокой энергетической экономичностью и повышенной устойчивостью по отношению к внешним факторам. Экономическая сущность комплекса проявляется в том, что его эффективность выше, чем суммарная эффективность составляющих компонентов, что является результатом взаимосвязи мощностей, наличия устойчивых связей и более высокого уровня управляемости.

В сфере производства товаров наиболее крупным является межотраслевой промышленный комплекс. В его состав входят и отдельно рассматриваются топливно-энергетический и машиностроительный, химико-лесной комплексы. Сложную структуру имеют аграрно-промышленный и строительный комплексы, объединяющие разные отрасли национальной экономики. Комплексы производственной инфраструктуры включают транспорт и связь, торговлю, другие отрасли, оказывающие услуги преимущественно сфере производства товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: