Особенности разгосударствления и приватизации

Разгос-е – передача иммущ-ва из гос.собств-ти в иную – акцион., копер., коллект., частн., смеш. Приватиз. – передача гос. собств – ти за плату или безвозмездно в частную собств-ть. В стране сущ. Частная и гос. форма. гос.собств-ть выступает в виде респ. и коммунальной (собств-ть админ. – террит. ед.). В собств-ти гос-ва недра, вода, леса. Реформ-е гос. собств-ти в РБ началось с 1991г. На первом этапе(1991-1992) – осущ. приват. только за ден. ср-ва, происх. выкуп предприятий. На втором этапе (1993 - 1994) – 50 % оплач. деньгами, 50 % чеками «Иммущ-во». Третий этап – период сов-я стратегии и тактики преобраз-й отношений собств-ти. В РБ использ-ся: 1) преобр-я гос. организ-й в акц. общ-ва; 2) выкуп арендованного иммущ-ва арендной орган.; 3) продажа на аукц. и конкурсе. Расширился негос. сектор экономики. Гл.цели – повыш. эффект-ти произ-ва, создание конкур. среды, активиз. инвест. и инновац. деят-ти, привлечение ин. инвестиций.

24.Рыночные институты:сущность,виды,хар-ка Наряду с орг-циями и учрежд-ми ключ-ю роль играют рын. институты, закрепляющие и развивающие фундамент-е рын. ценности, среди кот. институт частной собств-ти и свободы предприним-ва, институт свободной и честной конкур-и. Важн-ми рынками, где функц-ют реальные рын. институты, процессы и механизмы, явл рынки факторов пр-ва, фин-е и товарные.Среди рын. институтов принято выд. также р труда, р капитала, фондовый р, валютный р. К осн. институтам товарных р относят торговые пр-тия (оптовые и розничные), торговые дома и товарные биржи. В РБ ключевые рын. институты развиты еще недостаточно. Наследие командно-рын.с-мы преодолевается еще с большим трудом,в эк-ке сохранились монополии, многие укрепили свои позиции.Тем не менее по мере роста открытости бел. эк-ки и освоения гос-вом методов антимоноп-й политики постепенно зарождается конкур-я среда; созданы почти все базовые элементы рын. С-мы, негос-е финн-е учреждения, в том числе коммерческие банки, страховые компании, инвестиц-е фонды, фондовые биржи идр.; действуют рын. финансовые механизмы и рын. Регуляторы (цены, налоги, процентные ставки, курсы, дивиденды и др.)

22. Этапы и проблемы перехода от план. к рын. эк-ке. Переход от план. к рын. эк-ке связ-н с необх-ю трансформ-ции эк. сис-мы. Изм.д.затронуть отн-я к собств., институц. среду, мет-ды хоз-я, мет-ды гос. рег-я, стр-ру пр-ва, стр-ру занят-ти, менталитет нас-я.Поск-ку, кажд.из этих эл-ов обл-ет опр. интернац. Перех.пер-д м.заним.весьма весьма продолж-е время. Пер.пер-д условно сост.из 3 эт-в:1) ликвид-я стар. эк.порядка; Этот этап вызван или(и) сопров-ся эк.кризисом (Для РБ этап прох-л 1991-95), 2) Становл-е нового эк.порядка. Предпол. создан.усл-й для формир-я новых орг.стр-р и нов.эк.мех-ов (в РБ 1996-2000), 3) Структ. Перестройка. Его цель – измен-е отрасл. регион. стр-ры пр-ва, в соотв-и с нов.стратег.целями под воздейств. гос-ва(в РБ нач-ся в 2001г). Перех-ные пр-сы в эк-ке м.осущ.разл.путем.Соот-но, выд-т и типы пер.эк-ки.Разл-ют: эволюционный и революционный путь.Эв-й: предпол. параллельн.сущ-е стар.и нов.эк.мех-в в теч-е опр.времени,что д.смягчить кризис. Этот путь предпол. менее болезн. последств.в плане соц.пол-ки. Проблема – затянут-ть и сложн.струк.перестр-и.Эв.путь выбран в РБ.Рев.путь предпол.быстр.разруш.всех устар.мех-в.Кризис наст-т быстрее, посл-явл.более тяжел.для нас-я, но при этом фаза стр.перестр-ки наст. раньше и заним. меньше врем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: